Сизинцева, Л.И. Музейное дело : метод. указания

Л.И. Сизинцева. – Ко-строма : изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2006. – 16 с.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Методические указания

В методическом пособии представлены рекомендации студентам, выполняющим самостоятельную работу и готовящимся к практическим занятиям в рамках дисциплины «Музейное дело». Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм», 100400 «Туризм».

Рецензент: старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Л.Н. Новожилова

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

© Костромской государственный технологический университет, 2011

 

Введение

Пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм», 100400 «Туризм». Дисциплина «Музейное дело» рассматривает музеи как объекты туристского интереса, аккумулирующие и представляющие специфику региона. Самостоятельная работа студентов направлена на освоение принципов комплексного анализа музеев с точки зрения туристского интереса, что позволит впоследствии использовать полученные знания и навыки в туроператорской, турагентской и экскурсионной деятельности. Творческие возможности студентов развивает опыт виртуального музейного проектирования.

Данная дисциплина вводит студентов в область  практической музеологии, что становится особенно важным ввиду превращения музеев в существенную часть туристской инфраструктуры. Для работы в области туризма необходимо иметь представление  об истории формирования крупнейших музеев Европы, Америки и России, о современных тенденциях в развитии музейного дела.

Самостоятельная работа студента складывается из изучения материала лекции и рекомендуемой литературы, подготовки к семинарским занятиям  по избранным темам, а также разработки концепции музея, что должно помочь студентам овладеть навыками работы с информацией

Работа планируется при помощи преподавателя, результаты отдельных ее этапов проходит обсуждение на семинарских занятиях, а затем оформляются в виде письменной работы.

Пособие включает шесть глав и четыре приложения. В первой главе сформулированы цели и задачи работы, во второй – её структура, в третьей – порядок выполнения работы. Четвертая глава пособия содержит требования к оформлению, пятая – критерии оценки работы.

Знания, навыки и умения, полученные при выполнении самостоятельной работы, должны  помочь  при разработке и продаже туров и экскурсионных маршрутов.

 

 

1. Цели и задачи выполнения самостоятельной работы

 

Цель курса  –  раскрыть роль музеев как объектов туристского интереса, аккумулирующих и представляющих специфику региона.

Для этого предполагается решить следующие задачи:

  • сформировать у студентов представления о специфике музейной деятельности, функционировании музея как социального института;
  • предоставить информацию об истории и теории музейного дела, процессе складывания коллекций музеев, их структуре;
  • помочь разобраться в многообразии современных представлений о музее, тенденциях отечественной и зарубежной музейной практики.

Цель создания концепции музея как учебного задания:

  • научить оперативному поиску, критике, анализу, осмыслению, интерпретации  информации;
  • развить творческое мышление;
  • соединить личные интересы студента и необходимость представления территории при помощи музея как объекта туристского интереса.

Требования к подобным работам продиктованы необходимостью контроля за полнотой и достоверностью информации.

В соответствии с алгоритмом работы эти задачи реализуются постепенно.

На этапе сбора информации необходимо использовать большинство из возможных направлений поиска:

а) справочники (энциклопедиями, библиографическими и другими указателями),

б) пристатейную и прикнижную библиографию,

в) учебную литературу,

г) научную литературу,

д) периодику,

е) интернет-ресурсы.

  • научиться оформлять библиографическое описание изданий в соответствии с действующими государственными стандартами;
  • овладеть навыком грамотного оформления выписок, что позволит позже сослаться на источник информации при написании текста;
  • освоить способы систематизации информации в соответствии с поставленной целью;
  • овладеть основными приемами критики информации.

На втором этапе необходимо научиться использовать информацию в целях создания концепции музея, выявляя новые возможности репрезентации территорий.

На этапе представления материала необходимо проявить умения:

  • излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично);
  • демонстрировать навык анализа материала, представляя ход размышлений и путь к полученным выводам;
  • подчинять набранный материал решению поставленных задач и в конечном счете достижению цели, которая в данных работах всегда состоит в выявлении своеобразия территории (туробъекта);
  • правильно делать отсылки к источнику информации, что позволяет проверить ее достоверность и продолжить работу с ней на последующих этапах;
  • самостоятельно делать выводы (плагиат не оценивается, компилятивная работа не получит оценки выше, чем «удовл.»), решать поставленные задачи и достигать поставленную цель.

 

 

2. Структура и содержание самостоятельной работы

 

Введение

 

Здесь необходимо сформулировать актуальность, цели, задачи, территориальные рамки работы, оговорить степень исследованности темы.

 

  1. Музеи региона

 

При работе над первой главой рекомендуется применять знания в области теории и истории музейного дела, владеть специальной музеологической терминологией.

 

1.1.  История музейного дела

 

При помощи традиционных и электронных источников информации рекомендуется выявить существующие на избранной территории музеи, определить основные тенденции в складывании музейной сети.

 

1.2.  Наиболее заметные музеи

 

Музеи, которые определяют лицо региона, надо описать более подробно, указывая время и обстоятельства создания, современное состояние, профиль и структуру экспозиций, наиболее важные экспонаты.

 

  1. Обоснование темы музея

 

При работе над второй главой надо использовать навыки исследования туристско-рекреационного потенциала, полученные в ходе изучения соответствующих предметов.

 

2.1. Туристско-рекреационный потенциал региона

 

Исследуя географию и историю региона, следует выявить его природные и культурные особенности.

 

2.2. Тема музея, её способность представлять регион

 

Тема музея должна рождаться на стыке интересов студента и особенностей региона, что позволит изучить её более подробно, без чего невозможна работа над экспозицией.

 

 

  1. Концепция музея

 

Результатом сопоставления итогов, полученных в первой и второй главах работы, должна стать концепция музея.

 

3.1.  Преамбула

Эта часть работы предполагает обоснование репрезентативности темы, изложение её структуры и системных связей. Наиболее важными является выбор:

  • принципа построения структуры музея (хронологический, топографический, тематический, проблемный и т.д.);
  • приемов размещения и компоновки предметов (систематический, тематический, декоративный, ансамблевый и т.д.);

 

3.2.  Расширенная тематическая структура

 

РТС предполагает перечисление основных структурных элементов (тем, подтем, комплексов, наиболее аттрактивных или репрезентативных предметов).

 

Приложения

Примечания

 

3. Порядок выполнения работы

 

  • . Работу необходимо начинать с общего знакомства с избранным регионом. Для этого требуется:
  • поиск информации о регионе в справочной литературе (энциклопедии на бумажных носителях, электронные справочники, материалы сети Интернет);
  • изучение карт региона;
  • выявление основной географической номенклатуры (названия рек, озер, населенных пунктов и т.д.) и лиц, связанных своей жизнью и деятельностью с территорией региона;
  • составление библиографического списка на основе указателей, прикнижной и пристатейной библиографии, каталогов и картотек областной научной библиотеки.

На этом этапе работы надо помнить, что любую найденную информацию необходимо документировать, указывая на ксерокопии, в выписке, копии электронного документа все данные, в соответствии с действующим госстандартом необходимые для последующей ссылки на источник информации, включая (что особенно важно для бумажных изданий) номер страницы.

Результатом работы должны стать словники (списки топонимов, людей, событий, организованные по алфавиту и размещённые в приложениях) обязательно со сносками, которые надо делать сразу при размещении информации, а отнюдь не после написания работы.

Для этого необходимо сразу создать электронную схему документа, выделяя заголовки соответствующим стилем. Поставив галочку у значка «схема документа» (в Office 7 и следующих – в рубрике «Вид»), слева получим поле схемы с заголовками. Кликнув на любой из них, можно оказаться в соответствующем разделе и разместить там соответствующую информацию.

В то же время можно начинать заполнение раздела 2.1. Туристско-рекреационный потенциал региона. Он должен открываться кратким образом территории, который складывается при первом поверхностном подходе. Этот раздел возможно будет дополнить в результате второго этапа работы.

 

3.2 На втором этапе исследователь идет вглубь информационного поля.

Необходимо «отработать» включенную в библиографический список литературу, посвященную специально региону.

Одновременно  по словникам надо поискать более подробную информацию о природных и культурных объектах, населенных пунктах, о людях и событиях, связанных с этой территорией.

Для этого обязательно привлечение специальных (отраслевых и тематических) справочников.

На данном этапе необходимо выбирать наиболее авторитетные специализированные издания, учитывая и оценивая различные версии, в то же время избегать использования беллетристики и журналистики, склонных к вымыслу и мистификации. Для оценки достоверности информации надо обращать внимание на занятия и опыт, на репутацию авторов, применение ссылок на источники и литературу (и уровень оригинальности источников, грамотность в их употреблении), наличие и обоснованность аргументации и т.д.

Полученную информацию можно оформлять в виде конспектов и выписок, в том числе в электронном виде, что значительно упрощает дальнейшую работу. В электронной версии необходимо уже в выписках делать концевые сноски, которые автоматически могут быть перенесены в работу.

На этом этапе информация обрабатывается (реферируется, конспектируется, осмысляется, подвергается критике), систематизируется (можно частично в виде выписок размещать её в рабочем файле.

 

3.3. На третьем этапе автор исследует становление музейного дела в регионе и историю наиболее репрезентативных музеев. Задача – ознакомиться с существующими музеями и придумать тему музея, которого пока нет, но который мог бы способствовать репрезентации региона или его отдельной территории. Здесь необходимо максимальное использование ресурсов сети Интернет, в русскоязычной версии и на языках региона (в последнем случае уместно применение знания изучаемого иностранного языка и электронных переводчиков).

Результатом этого этапа становится написание 1 раздела.

3.4. На этапе представления материала в устной форме на семинаре или коллоквиуме необходимо продемонстрировать:

  • знание туристско-рекреационного потенциала избранного региона;
  • владение темой, избранной для «виртуального» музея;
  • умение подчинить набранный материал решению поставленных задач и, в конечном счете, достижению цели,
  • креативность мышления, оригинальность идеи будущего «виртуального» музея;
  • умение логично излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично, без использования личных местоимений);

Для представления работы отводится 12 минут, после чего следуют вопросы и обсуждение. При наличии в аудитории компьютера и проектора можно использовать электронные презентации.

На этапе представления надлежит:

  • Проявить уважительное отношение к авторам, работы которых использованы. Цитировать можно, злоупотреблять этим нельзя, и всякий раз надо ссылаться на того, чьи слова звучат: «По словам имярек, …».
  • Уметь услышать собеседника, даже если с ним не согласен.
  • Записать возражения и подсказки, — когда волнение пройдет, их можно будет еще раз обдумать и использовать.

3.5. Оформление письменного варианта текста контролируется неоднократно перед промежуточными аттестациями, перед зачетом/экзаменом. Промежуточные варианты работы представляются для проверки в электронной версии по электронной почте или через аудиторный компьютер. Без сносок работы не рассматриваются. Ссылаться можно лишь на тот источник информации, с которым работал сам. Если в чужом тексте дана сноска на недоступный источник (архивные дела, недоступное издание, закрытый сайт), – используется формула «Цит. по:….». Текст выводится на бумаге после того, как работа получит положительную оценку, и сдается на хранение на кафедру.

4. Требования к оформлению самостоятельной работы

 

4.1. Электронная версия

  • формат rtf, doc или docx;
  • название файла должно содержать номер группы и фамилию автора, например: 10-1, Иванов И.;
  • ориентация текста по ширине листа;
  • гарнитура Times New Roman;
  • кегль 14;
  • интервал полуторный;
  • цвет черный;
  • сноски автоматические концевые;
  • обязательна электронная схема документа;
  • текст не должен быть заключен в рамки;,
  • иллюстрации не предусмотрены, графический материал (карты, планы, схемы, фотографии) может быть помещен в приложении в окончательном варианте.

 

 

4.2 Окончательный вариант

 

Вариант, получивший окончательную оценку, должен представляться на бумажном носителе. Размеры работы не регламентированы, они зависят от поставленной задачи и умения студента лаконично излагать ход размышлений.

Требования к печатному тексту:

  • Белая бумага формата А4 ;
  • Текст выводится на одной стороне листа;
  • Размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм. ;
  • Все листы текстовой части работы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, однако номер страницы на нём не ставится. Номер страницы проставляют в верхней правой части листа;
  • Работа должна быть сброшюрована (подшита) в скоросшивателе;
  • Подписана студентом и преподавателем.

 

 

  1. Критерии оценки самостоятельной работы

 

         Оценка работы предполагает учет работы студента на всех этапах подготовки курсовой работы, которые включают в себя сбор и анализ информации, её осмысление, устное представление работы на семинаре или коллоквиуме, письменный вариант текста (приложение 4).

 

6. Список рекомендуемой литературы

 

  1. Музееведение : Музеи исторического профиля. — М., 1988.
  2. Музееведение. Музеи мира / отв. ред. Е.Е. Кузьмина; М-во культуры и туризма; НИИ культуры. — М., 1991.
  3. Музееведение. На пути к музею XXI века. — М., 1989.
  4. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М., 1988.
  5. Музеи Верхней Волги. — Ярославль. 1997.
  6. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. — М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001.
  7. Терминологические проблемы музееведения. — М., 1986.
  8. Шляхтина Л.М.. Основы музейного дела: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.М. Шляхтина, С.В. Фокин. — СПб., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тематика самостоятельных работ

 

Концепция музея, представляющего любые территории:

  1. Северной Африки
  2. Центральной Африки
  3. Южно-Африканской республики
  4. Австралии и Океании
  5. Южной Америки
  6. Центральной Америки
  7. Северной Америки
  8. Ближнего Востока
  9. Средней Азии
  10. Центральной Азии
  11. Юго-Восточной Азии
  12. Китая
  13. Японии
  14. Великобритании
  15. Франции
  16. Испании
  17. Италии
  18. Германии
  19. стран Южной Европы
  20. стран Восточной Европы
  21. стран Ближнего зарубежья
  22. Любой регион Росси
  23. Любой район Костромской области

 

 

Приложение 2.

Образец оформления титульного листа

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный технологический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Концепция музея

«…………………»

Представляет ………[название региона]

 

 

 

 

 

Исполнитель:…., студент/ка 2-го  курса  гуманитарного факультета группы ……

Научный руководитель: ……………….

 

 

 

Кострома 20…

Приложение 3. Примеры библиографического описания

 

Книга

 

Российская музейная  энциклопедия: в 2 т. —М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001.

Музееведение. Музеи мира / отв. ред. Е.Е. Кузьмина; М-во культуры и туризма; НИИ культуры. — М., 1991.

 

Статья из…

 

…книги

Каулен М.Е. Раритет / М.Е. Каулен // Российская музейная  энциклопедия: в 2 т. — Т.2. — М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001. – С.135.

 

…журнала

Мастеница Е. Современная интерпретация культурного наследия в музее / Е. Мастеница // Мир экскурсий. —2008. — №3. —С.59—61.

 

Электронные ресурсы

 

Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс ] // Википедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_Эрмитаж. — Дата обращения: 12.04. 2011.

Музеи Италии [Электронный ресурс ] // Музеи России. — Режим доступа: http://www.museum.ru/wm/. — Дата обращения: 12.04. 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Балльная система оценки самостоятельной работы студента по дисциплине «Музейное дело»

Этапы Критерий Максимальное количество баллов
подготовка 30
Сбор информации Значительный диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации); 5
владение основами критики информации с точки зрения ее достоверности. 3
Знание и понимание теоретического материала четкое и полное определение рассматриваемых понятий с  привлечением соответствующих примеров; владение специальной музеологической терминологией 1
Осмысление информации Осмысление явления в соответствующем историко-культурном контексте; 4
использование основные категории анализа. 2
Построение суждений выдвинутые тезисы сопровождает грамотной аргументацией; 3
доказательства логически структурированы 2
Проектирование 10
 креативность; 5
 соответствие требованиям презентации территории; 4
 учет специфики современной музейной практики. 1
представление 5
Изложение ясность и четкость изложения; 1
способность донести основное содержание работы до слушателя; 2
умение заинтересовать аудиторию; 1
соответствие общей формы изложения полученных результатов жанру научного доклада 1
письменная форма 20
следование основным требованиям к оформлению и использованию цитат; 3
ясное, четкое, доказательное изложение основного содержания работы; 3
соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; 1
свободное владение стилем; 1
оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; 1
соответствие формальным требованиям, указанным в гл.4. 1
Тесты 15
Ответы на вопросы (зачетное тестирование содержит 100 вопросов, однократная  выборка для одного студента – 15 вопросов) 1 вопрос 1
Максимальное количество баллов, которое студент может получить 80
Минимальное количество баллов, которое студент должен получить, чтобы дисциплина была зачтена 40

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Цели и задачи выполнения самостоятельной работы …………………….3
  2. Структура самостоятельной работы ……………………………………….5
  3. Порядок выполнения работы …………………………………….…………6
  4. Требования к оформлению самостоятельной работы …………………….9
  5. Критерии оценки работы ……………………………………………………9
  6. Список рекомендуемой литературы………………………………………..10

Приложение 1. Тематика курсовых работ по дисциплине…………………..11

Приложение 2. Образец оформления титульного листа работы…………….12

Приложение 3. Примеры библиографического описания……………………13

Приложение 4 Балльная система оценки самостоятельной работы ………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

Сизинцева Лариса Ивановна

 

 

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические указания к выполнению курсовой работы

Подписано в печать        Формат бумаги

Печать     Печ. л.   Заказ   Тираж

 

Костромской государственный технологический университет.

Редакционно-издательский отдел

Кострома, ул. Дзержинского,17

Тел. 31-15-21, e-mail: rio@kstu.edu.ru

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.