История еще не написана… Галичское духовное училище и его воспитанники

Страницы времен : историко-краеведческий журнал. 2009. №2. С.112-118.

История еще не написана…

Галичскому духовному училищу не повезло. В отличие от Малого народного (потом — городского) училища, о нем не было написано книги до 1917 года, а потом его просто закрыли, а вместо учебного заведения в его здании разместилась ЧК – «гроза местной буржуазии»[1]. Так что «наследников по прямой» не оказалось (тому же уездному училищу наследовала четвертая школа, что позволило ей отпраздновать 200-летие и  в 1991 г. издать книгу М.П. Шкотова)[2].

Архитектурные достоинства здания были замечены давно, едва ли не первой в 1952 г. его достоинства отметила историк костромской архитектуры Т.М.Сытина. А.А. Тиц отнес его постройку к 1803 г., отметил соединение мудрости «эпохи Возрождения со свободомыслием зодчих времен просвещения», посетовав при этом, что в этих стенах «должны были воспитываться проповедники основ самодержавия». Позже статья о нем вошла в каталог памятников архитектуры Костромской области[3]. Было установлено, что в основу проекта лег образец из третьего альбома «Собрания фасадов» 1812 г., а духовное училище было размещено в нем лишь в 1852 г.

Историки долго обходили это учебное заведение своим вниманием. К. В. Палилов в 1905 г. лишь упомянул о его существовании в общем ряду пяти галичских школ[4]. Советские историки лучшем случае замечали, между прочим: «Специальных учебных заведений в городе не было, если не считать духовного училища, где готовились низшие кадры служителей культа»[5].

В 1970-х  В.Н. Бочкову удалось придумать предлог для того, чтобы поставить здание духовного училища на охрану как памятник истории[6]. Это было очень непросто – ведь выпускники служили по духовному ведомству, что само по себе делало их весьма сомнительными с точки зрения советской власти. Тем не менее, удалось среди них найти человека, который после семинарии пошел не в духовную академию, а в университет, а после 1917 г. согласился сотрудничать с большевиками. Так до сих пор и сообщает памятная доска о том, что здесь учился историк, академик Ф.И. Успенский.

Так и получилось, что в истории этой духовной школы оказалось больше вопросов, чем ответов. И первый вопрос – дата её основания.

И.К. Херсонский еще в конце XIX столетия опубликовал документ об открытии галичского духовного училища в 1803 г.[7] Вероятно, именно он позволил А.А. Тицу привязать к этой дате строительство здания. И в самом деле, черным по белому там записано: «…как Галичское духовное правление рапортует, что в городе Галиче училище совсем отстроено и обучаться в нём можно, […] то оное училище открыть»[8]. Историк образования Костромской губернии, С.Д. Мошков в приложении к своему исследованию и вообще относил открытие духовной школы в Галиче к 1814 г.[9]

Между тем еще в 1860-х гг.  анонимный автор рукописи «Материалы для истории Костромской семинарии» приводил в своём труде полный текст распоряжения владыки Павла (Зернова) от 27 сентября 1790 г. об открытии низших духовных училищ в  Нерехте, а также при монастырях Галичском  Пасиевом, в Тихоновом Лухском и в Макарьевском  Унженском. Он объяснял это решение тем, что в самой Костромской духовной семинарии «за неимением обширных покоев» невозможно поселить всех, и «дабы не отнять ревность у желающих продолжить науки, долгом поставляем мы в пользу церкви и ко удовлетворению их самих и просьб отцев их, завести в епархии нашей еще училища…»[10]. Предполагалось принимать в училища детей священно- церковнослужителей в возрасте от 7 до 12 лет, причем в Галичском духовном училище должны были обучаться не только дети своего уезда, но и из Усольской (т.е. Солигаличской), Судиславской и Кологривской округ.

Историк Костромской духовной семинарии, протоиерей И. Сырцов писал, что галичское училище, наряду с нерехотским, луховским и макарьевским,  было открыто в 1790 г.[11]. Между тем известно, что распоряжение владыки в Нерехте и Макарьеве удалось исполнить лишь в следующем, 1791 г.  При этом «при устройстве училищного дома в г. Галиче не хотели было принимать участия священно- церковно- служители Судиславского Духовного Правления и смотрения благочинного города Чухломы протопопа Гавриила, но консистория обязала их к этому»[12].

В Нерехте детей удалось собрать только на первый выпуск, в 1793 г. «священники и диаконы по подписам своим детей своих не представили»[13]. Вероятно, то же произошло и в Макарьеве и Галиче, потому что новый владыка, назначенный в Костромскую епархию, Евгений (Романов), в своем указе от 12 января 1801 г. как о существующем говорит только о духовном училище в г. Лух и снова «полагает необходимым, чтобы в Макарьеве, в Галиче, в Юрьевце, в Нерехте и других городах […] завели школы в монастырях, или, купивши домы, до пиитики, производя от себя содержание нужное для детей училища и учителей»[14].

Вероятно, именно в связи с этим распоряжением и было в 1803 г. вновь открыто духовное училище в Галиче. К этому времени «учеников от 9 до 12 лет оказалось по оному Галичскому правлению 106, да по Усолскому 74 человека»[15]. Учителем был определен семинарист Александр Альбов, а надзирателем протоиерей Галичского Успенского собора Иоанн Крутиков.

Вероятно, на этот раз попытка организации училищ в уездах оказалась более удачной. Так, в 1818 г. в качестве ректора духовного и уездного училища в Галиче упоминался А. Калинников[16], — значит, история  училища уже не прерывалась. Главный упор в учёбе делался на изучение древних языков, латинского и греческого. Вооруженные этим знанием, всё остальное  — философию, богословие, физику с метафизикой  — выпускники училищ должны были получить в семинарии. По окончании среднего образования желающие поступали в духовные академии, а в начале XIX в. их стали направлять и в светские учебные заведения — по медицинской части, позже — по научной и педагогической.

Духовное ведомство избрал для себя выпускник Галичского духовного училища Семен Иванович Ширский (1822-1891), сын священника из с. Потрусово Кологривского уезда. Он закончил в 1843 г. Костромскую семинарию, а по завершении учебы в Петербургской духовной академии он вернулся в родную семинарию преподавателем (1848-1856), много писал для Костромских епархиальных ведомостей, принимал участие в других изданиях[17].

Ученик С.И. Ширского по семинарии, а впоследствии известный историк церкви, Е.Е. Голубинский отзывался о нем так: «Он был человек умный и речистый и преподаватель очень хороший. При этом, кроме объяснения уроков, он привлекал нас к себе рассказами либерально-сатирического свойства на темы житейско-политического характера»[18]. Правда, потом его обвиняли во взяточничестве, а перевод в секретари Грузинской синодальной конторы относили на счет того, что он купил это место.

Сам Е.Е. Голубинский оказался в 1843 г. не в Галичском училище, а в открытом позже Солигаличском потому, что его отец считал: «в Солигаличе лучше учили и лучше секли, чем в Галиче. Относительно последней причины предпочтения Солигалича Галичу отец вовсе не секретничал со мной, а добродушно толковал мне, что лучше будут сечь — лучше будет потом, что вообще это лучше… На самом деле причина предпочтения Солигаличу Галича могла быть иная. Мой отец, великий лентяй, учился в двух училищах — Галичском и Солигаличском, из которого-то он был исключен и переведен был дедушкой в другое. Может быть, Солигаличское училище оставило в нем лучшие воспоминания»[19].

Среди преподавателей Галичского училища этого периода – второй четверти XIX в. – приобрел известность Иван Степанович Беляев, член Костромского губернского статистического комитета, автор описания соборов и церквей епархии[20]. Правда, он был смотрителем  училища недолго, уехал в Кострому и занял почетное место протоиерея Костромского Успенского собора[21].

Секли, может, в Галиче и слабее, но на знании языков это не сказывалось. Так, уроженец села Палкино Михаил  Горчаков (1838-1910), придя из Галичского училища в Костромскую семинарию, обратил на себя внимание именно хорошим знанием языков.  Закончив Петербургскую Академию, он вернулся было в родную семинарию, но был назначен псаломщиком в православную немецкого города Штутгарта. Должность, незавидная в обычной церкви, она давала ему возможность слушать лекции в Гейдельбергском, Страсбургском, и Тюбингенском университетах, он начал изучать церковное право . Вернувшись в Петербург и служа священником, он вольным слушателем посещал университет, получил степень  доктора государственного права.  В  1871 г. Михаил Иванович стал  экстраординарным профессором, потом — заслуженным ординарным профессором Санкт-Петербургского Университета, секретарём и деканом юридического факультета, членом Государственного Совета, митрофорным протоиереем[22].

То же отличное владение иностранными языками проложило широкую дорогу и другому выпускнику Галичского духовного училища, чьё имя и сегодня значится на памятной доске здания  на ул. Свободы. Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) родился в с. Горки Галичского у. По окончании семинарии вернулся в родное училище преподавателем (1866-1870), потом поступил на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Преподавал в Новороссийском университете, в 1879 г. защитил докторскую диссертацию, стал академиком Российской Академии наук. Его труды по истории Византии издаются и сегодня, но всё же главное дело его жизни – создание  русского археологического института в Константинополе, директором которого он был с 1894 года[23].

Когда после октябрьского переворота его детище сохранить не удалось, ученый приложил все усилия к сохранению другого сообщества, осуществлявшего научную деятельность по изучению православного Востока, – Российского Палестинского общества. Он принял на себя тяжкую ношу председательства в трудном 1921 г. Его положение в обществе (академик, профессор) и научный авторитет помогли сохранить общество, продолжающее и сегодня свою деятельность[24].

Другой выпускник Галичского училища, младший современник Ф.И Успенского, Федор Никанорович Лаговский (1850-1920), не  достиг такого высокого положения.  Сын дьякона прихода  Троица-Чудца  Галичского  уезда,  он после училища и семинарии учился на юридическом факультете Петербургского университета, избрал служение светское. В 1870-х годах  он  служил секретарем окружного суда в Череповеце, а с 1874 г. преподавал  в том же городе пение в реальном и техническом училищах, в учительской семинарии.

Интерес к традиционной народной культуре превратил его в первоклассного фольклориста. Собирая и обрабатывая народные песни, в 1877 г. в Череповце он выпустил сборник «Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Ф. Н. Лаговским. Песни посиделочные, хороводные и плясовые». Предполагалась публикация второго и даже третьего выпусков, но по каким-то обстоятельствам (вероятно, из-за отсутствия средств) она не удалась[25].

Светскую же карьеру избрал для себя и Иван Васильевич Годнев (1854-1919). Родившись всего четырьмя годами позже Лаговского, он был сыном преподавателя Галичского духовного училища, там же, естественно, получил и начальное образование. Только вот поступать уехал не в Кострому, а в Нижегородскую семинарию, по окончании которой пошел учиться на медицинский факультет Казанского университета. Стал доктором медицины, вел научные исследования в этой области, много занимался общественной деятельностью – его избирали в органы городского и земского самоуправления.

Он был хороший врач, практичный человек. Это позволило ему стать землевладельцем, приобрести в собственность несколько домов в Казани[26]. Но в историю он вошел, прежде всего, как депутат III и IV Государственных дум. После Октябрьской революции — член Временного комитета Государственной думы, в первом составе Временного правительства занимал пост государственного контролера[27].

Историк  Светлана Малышева приводит такой отзыв о Годневе отца будущего известного писателя, В.Д.Набокова: «Постоянно встречая его фамилию в думских отчетах в связи с разного рода юридическими вопросами и спорами по толкованию закона, я составил себе представление о нем как о знатоке нашего права… Кроме того, я полагал, что Годнев — одна из крупных политических фигур Государственной думы». Однако первая же встреча с ним глубоко разочаровала: «На нем самом, на всей его повадке и, конечно, всего более на тех приемах, с какими он подходил к тому или другому политическому или юридическому вопросу, лежала печать самой простодушной обывательщины, глубочайшего провинциализма, что-то в высшей степени наивное и ограниченное… Как политическая величина, он держался совершенно пассивно… Человек, безусловно, чистый, исполненный самых лучших намерений и заслуживающий самого нелицемерного уважения, он был в среде Временного правительства — воплощенным недоразумением…» [28]

После Октябрьской революции И.В. Годнев эмигрировал, но вскоре умер. Вспоминал ли он на чужбине о Галиче? Вот другой выпускник училища, Александр Петрович Голубцов (1860-1911), профессор Московской духовной академии, трогательно вспоминал о своем преподавателе греческого языка, И.В. Груздеве. В 1908 г. коллеги отмечали 40-летие его преподавательской деятельности в училище. Скромный учитель получил многочисленные поздравления, одно из них пришло из Троице-Сергиевой лавры, где размещалась МДА. А.П. Голубцов писал, что это праздник всего училища, где «с таким незаурядным выдающимся успехом Вам суждено было еллинской мудрости учить. Преподавать греческий язык четыре десятка лет малышам, убить почти всю силу-моченьку, превратиться в седенького старичка без надежды на «маленький покой и отдых»  и хотя какого-либо просвета в будущем, — да ведь это не часто наблюдаемый у нас подвиг[…] Не стану и повторять Вам своих впечатлений от Вашего блестящего по аккуратности, живости, отчетливости и законченно-художественной отделанности преподавания… Но не одним формам и словам языка учились мы у Вас слишком 30 лет тому назад. Мы, малыши, перенимали у Вас по преимуществу правила благоповедения и благонравия, — стояли ли Вы в классе возле парты, в храме Божием возле клироса; шли ли в класс по улицам города, следили ли за нами, играющими в лапту на горе по дороге в Кострому…»[29].

Конечно, не только по поприщу светского служения шли выпускники Галичского духовного училища. Огромное количество священников и  дьяконов вышли из этих стен. Известно уже, что в годы жестоких гонений на церковь некоторые из них стали мучениками и исповедниками. Как праведника почитают в Решме священника Николая Горского (1864-1920)[30], как священномученик причтен к лику святых Петр Лебедев (1889-1937)[31], —    их отцы тоже были учителями духовного училища в Галиче. А кто-то из его выпускников, напротив, искренне отстаивал правоту новой власти… Активным бойцом идеологического фронта, заслуженным учителем РСФСР и краеведом стал Василий Васильевич Касторский (1896 – 1973), хорошо известный многим галичанам…

Сколько еще имен связано с этим зданием в Галиче, числящемся по улице Свободы под №6… Задача, которая стояла в этот раз, – напомнить галичанам, что история этого училища еще не написана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Белов Л. Улица Свободы // Ленинский путь (Галич) . 1972. 15 мая. №72.  С.2.

[2] [Вичуговский П.Ф.] Историческая записка  о Галичском городском трехклассном училище 1800-1900 гг. – Макарьев на Унже : тип. Е.П. Троицкой, 1900 ; Шкотов М.П. Четвертой школе им. Ф.Н. Красовского г. Галича – 200 лет. В 2-х тт. [Галич] : галичская тип., 1991.

[3] Сытина Т.М. Гражданская архитектура Верхнего Поволжья второй половины XVIII – первой трети XIX  в.в. Костромской край. Автореферат дисс…. канд. искусствоведческих наук / АН СССР;  Ин-т истории искусств. Т.М.Сытина. М., 1852 ; Памятники архитектуры  Костромской области : Каталог / Комитет по делам культуры и искусства адм. Костромской обл.; ГНПЦ по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия; И.Ю. Кондратьева, Г.К. Смирнов, Е.Г. Щеболева. Вып. 3 : Город Галич; Галичский район.  Кострома, 2001. С.145-146.

[4] Сытин, С. Древний город Галич Костромской губернии.  М., 1905. С. 58.

[5] Белов, Л. Галич / Л. Белов, В. Зубова, В. Касторский, Н. Соколов, Н.  Щеголев.  Ярославль : Верхне-Волжское кн. изд-во., 1983.   С.72.

[6] Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР : Костромская область. М., 1976. С. 107.

[7] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии // КЕВ. 1891. 1 июня. №11. Часть неофиц. С.241-243.

[8] Там же, с. 242.

[9] Очерк развития народной школы в Костромской губернии. Кострома, 1913.

[10] Материалы для истории Костромской семинарии. Отдел второй. Семинария, содержимая казенными средствами при пособии средств епархиальных с 11-го июля 1765 г. по 26 марта 1800 года. Рукопись 1860-х гг. //  Костромской музей-заповедник. КОК 25126.  С. 95-96.

[11] 150-летие Костромской духовной семинарии. [1747-1897 гг.] / Сост. И.Я. Сырцов. Кострома, 1897. С. 22.

[12] Материалы для истории Костромской семинарии, с. 100.

[13] Государственный архив Костромской области (далее — ГАКО). Ф.31. Оп.1. Д.130. Л.1.

[14] Червинский, Агафон. История Макарьевского духовного училища // Костромские епархиальные ведомости. 1905. Приложение к неофициальной части. С.

[15] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии, с. 242.

[16] О преобразовании приходских духовных училищ // Костромские губернские ведомости (далее — КГВ). – 1852. Ч. официальная. – Отд.2, местный. – Л. 313-314, 424.

[17]  Ширский Семен Иванович // Биография.ру: биографическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=137188

[18] Голубинский Е.Е. Воспоминания // Третий исторический сборник / КНОИМК. Кострома : Костромское научное общество, 1923. (Труды / КНОИМК. – Вып.ХХХ). С. 19.

[19] Голубинский Е.Е. Воспоминания, с. 4-5.

[20] Беляев, И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. – СПб. : тип. Почтового департамента, 1863.

[21] Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. / Сост. Алексей Родосский. СПб : тип. И.В. Леонтьева, 1907. С.62.

[22] Краткое жизнеописание прот. Михаила Ивановича Горчакова  (20.05.1838-5​.08.1910). Режим доступа: http://www.orthodox.spbu.ru/gorch.htm

 

[23] Удальцова З. В. Успенский Федор Иванович // БСЭ. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse

 

[24] Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в святой земле и на Ближнем Востоке    в XIX —  начале XX в. Режим доступа: http://palomnic.org/ippo/h/4/10/ ; Юзбашян К.Н. Палестинское общество. Страницы истории // Исторический вестник. 2000. №7. Режим доступа: http://www.krotov.info/history/19/57/yuzb02.html

[25] Череповецкий район. Город Череповец. Здание бывш. Реального училища, в котором преподавал фольклорист Ф.Н. Лаговский. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/mat/eri/aly/62.htm

 

[26] Годнев, Иван Васильевич // Википедия, свободная энциклопедия.  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Годнев

[27] Годнев И. В. // Хронос. Биография. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/godnev.html

[28] Цит. по: Малышева С. Казанец — министр временного правительства. Режим доступа:

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_1_2/14/14_3/

 

[29] 40-летие службы учителя д[уховного] училища Ив.В. Груздева // КЕВ. 1909. №3. Неоф.ч.. С.62.

[30] Священник Николай Горский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

 

[31] Священномученик Петр Родниковский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

 

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.