Деятельность Александровского православного братства в память первых Романовых

Романовские чтения. История российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Материалы конференции. Кострома, 29-30 мая 2008 года / Администрация Костромской обл., Фонд российской государственности и 400-летия династии Романовых, КГТУ им. Н. Некрасова, Костромское церковно-историческое общество. Кострома, 2008. С.130-136.

Деятельность Александровского православного братства

в память о первых Романовых

 

Как можно хранить память? Просто помнить, напоминать другим – устно или письменно, можно поставить памятник, наконец. Иларий Ефимович Беляев (1830-1903) решил память о том, что царская династия связана историческими корнями с костромской землей, увековечить иначе: он учредил в своих родных местах православное братство.

Родился Иларий Ефимович Беляев в  Богословской слободе близ Ипатьевского монастыря. С самого его рождения «память места», откуда два столетия назад ушел на царство первый представитель династии, пребывала в семье, глава которой, Ефим Васильевич, служил в духовной консистории, располагавшейся тогда в самом монастыре. Иларий пошел по стопам отца: в числе лучших студентов закончил в 1852 г. Костромскую духовную семинарию, служил в консистории в должности помощника секретаря.  Через четыре года он перевелся в Петербург, в канцелярию Святейшего Синода, а в 1860 г. открылась вакансия в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где и прослужил более сорока лет[1].

Все говорит о том, что он был хорошим чиновником: энергичным, исполнительным, добросовестным. Ему следовали награды, чин тайного советника, — казалось бы, свое предназначение на службе царю и Отечеству он выполнил. Однако не менее важной для него оказалась забота о том, чтобы в его родных местах не слабела память о связи с царствующей династией. Поэтому он стал инициатором создания братства в родном для него Иоанно-Богословском приходе.

Главной задачей братства была организация общественного попечения о храме и служащих в нем, о благополучии «малых сих» — обо всех, кто нуждается в помощи: бедных, больных, сиротах… Неразрывно с заботой о земном благополучии должна была идти забота о душе – время было такое, что идеи дарвинизма и социального прогресса вступили в борьбу за умы людей и побеждали  в этой борьбе. Кроме того, в Богословском приходе находилась и деревня Стрельниково, центр старообрядчества, что заставляло причт и других членов братского совета заботиться о миссионерской деятельности.

Первый устав Братства, которое в ту пору еще называлось Иоанно-Богословским,  был утвержден в 1879 г.[2]   В нем пока не было упоминания о мотивах, по которым выбирались местности, охваченные деятельностью: 3-х тысяч рублей, которые положил Иларий Ефимович Беляев в финансовое основание сообщества, едва хватало на то, чтобы охватить приход.  Однако идея существовала уже изначально, и это позволило обратиться за покровительством к представителям царствующего дома.

В следующем, 1880-м году, было получено согласие на высочайшее покровительство наследника-цесаревича Александра Александровича, который через год, после трагической гибели своего отца-реформатора, занял императорский престол. Братство получило наименование «Александровского» и закрепило во всех новых уставах свою миссию. Первый параграф закреплял положение о том, что  оно учреждено «в благодарное памятование спасения от врагов Родоначальника Царствующего Дома, Михаила Федоровича Романова, и принятия Им Самодержавия в Костромском Ипатиевском монастыре»[3].

В следующих пунктах устава оговаривались причины, позволившие охватить заботой и остальные места: с. Домнино – как родовую вотчину матери Михаила Федоровича, Ксении Ивановны, урожденной Шестовой, и как место подвига Ивана Сусанина, с. Спас-Хрипели, в приходе которого находилась деревня Деревеньки, родина Сусанина, и Макарьев, куда совершали Михаил Федорович с матерью свое паломничество. Запрудненская слобода оказалась в поле зрения Братства потому, что там – «место явления чудотворного образа Божьей Матери, пред коим Великая Старица Марфа Иоанновна благословила сына своего, юного Михаила, на царство»[4].

Первым объектом братского попечения стало приходское училище, открытое в Богословской слободе 20 сентября 1877 г., еще до создания братства 16-го сентября 1879 года. Первоначально оно помещалось в наемном помещении, в 1881 г. братство выстроило двухэтажное деревянное здание. На начальное обустройство училища было израсходовано полторы тысячи рублей. За счет братских средств осуществлялось страхование, отопление, освещение, поддержание чистоты в доме и наём служителя, а в 1886 г. был проведен ремонт. Помогали деньгами, книгами, письменными принадлежностями, составили библиотеку «из книг религиозно-нравственного и патриотического содержания»[5].

Программа школы предусматривала предметы, облегчавшие вхождение ребенка в трудовую и церковную жизнь. Наряду с русским языком (на уровне чтения и письма) и арифметикой изучали язык славянский, открывавший путь на клирос, и обязательно – закон Божий. Кроме того девочки постигали основы рукоделия. С 1891 г. при школе были открыты учебные мастерские, где мальчики могли осваивать необходимые ремесла по программе с 4-хлетним курсом[6].

Для учеников из дальних деревень прихода в 1885 г. был открыт приют в первом этаже училищного дома, что освобождало их от дальней зимней дороги в школу, снимало с семьи заботу о пропитании одного из детей. «После открытия сего приюта в нем, как видно из отчетов местного братского попечительства, помещалось и довольствовалось ежегодно 10 крестьянских детей»[7], позже число призреваемых детей достигло 15 человек.

Благодаря заботе братства число учащихся за пять лет увеличилось до 80 человек, — и это при скептическом отношении к обучению в среде родителей-крестьян. Результатом деятельности училища и разъяснительной работе причта стало более регулярное посещение храма прихожанами. Значительную роль в этом сыграло замечательное церковное пение. И.Е. Беляев отмечал в одном из отчетов: «Постоянному посещению храма Божия весьма много способствует и привлекает в него молящихся хоровое церковное пение,  введенное церковнослужителями и старательное ими поддерживаемое. Пение это исполняется церковным хором, составленным из прихожан и учеников приходского училища при участии одного из местных священников, состоящего регентом архиерейского хора»[8].

Когда руководство братства доказало свои организаторские способности, помощь благотворителей стала поступать в больших размерах: они уже знали, на что пойдут деньги.  Значительная помощь поступала от членов царской семьи. Так, в отчете за 1886 г. отмечалось: «Во главе сего учреждения  изволят состоять: Ея Императорское Величество, Государыня императрица, Его Императорское Высочество, Государь Наследник Цесаревич и пребывающие в России Члены Царствующего Дома. В отчетном 1886 г. соизволила также принять звание Почетного Члена  Братства Ея Величество Королева эллинов Отльга Константиновна. Положив на письменном о сем ходатайстве резолюцию: «С удовольствием принимаю», — Ея Величество, с тем вместе, изволила назначить из своих сумм на потребности  Братства ежегодно по сту рублей»[9]. В 1914 г. ежегодное пособие, поступавшее от имени императора, достигло 3, 5 тыс. р.[10]

Наряду с этим пожертвования поступали от жителей Петербурга, чему немало способствовала деятельность И.Е. Беляева. В 1890 году было образовано еще два братских комитета – Московский и Рязанский (в Рязань был переведен по службе активный деятель братства, Василий Алексеевич Самарянов). В 1896 г. дополнительно был открыт 2-й Московский братский комитет[11].

Ипатьевское попечительство, развиваясь,  включило в поле своей деятельности и «… и приход Успенской церкви в Андреевской слободе»[12]. Еще больше возросло число учащихся: «Вследствие такой попечительности число обучающихся в сем училище в 1886 г. значительно умножилось против предыдущих лет,  и состояло из 80 учеников и 44 учениц, из коих 3 ученика и 1 ученица  принадлежат к семействам, зараженным расколом»[13].  В начале 1898/99 учебного года училище из-за увеличения числа учащихся пришлось разделить на мужское и женское отделения, которые и переехали вместе в новое каменное двухэтажное здание, построенное на братские средства в 1900 г.[14]. В 1905 г. училище стало двухклассным.

11 января 1886 г. в Богословской слободе была открыта в Амбулаторная лечебница[15] — по утверждению автора отчета «благодаря теплому участию и особым трудам костромских врачей: Д.П. Борейши, В.ВВ. Нарбекова, О.Г. Беттихера, В.Н. Золотницкого и К.В. Дримпельмана, которые не только выработали программу, правила и расписание в лечебнице приёмных дней, но и изъявили желание безмездно оказывать в ней медицинскую помощь приходящим больным»[16]. Необходимость создания амбулатории была обусловлена особым положением слободы, которая на время весеннего ледохода и осеннего ледостава оказывалась отрезанной от города.

25 ноября 1888 г. при Спасо-Запрудненской церкви в память о явлении Федоровской иконы Божией Матери было открыто Запрудненское попечительство [1]. Главным делом его стало открытие 1 октября 1889 г., рукодельной  школы на Запрудне и общежития при ней- 6 декабря 1901 г.[17] Школа давала девочкам возможность освоить профессию белошвейки, обшивать всю семью, работать на заказ, — то есть приносить живые деньги в семейный бюджет.

Однако «наблюдение в течение ряда лет со стороны Братского Управления над степенью духовного развития девочек, поступающих в Костромскую рукодельную братсткую школу, показало настоятельную нужду в обучении их вместе с профессиональным образованием и общеобразовательным предметам»[18]. 21 октября 1906 г.  при ней была основана воскресная женская школа, заведывание которой принял И.М. Студицкий[19].

В 1886 г. произошло то, о чем мечтал основатель братства. Открылись Домнинское и Хрипелевское попечительства. Кроме приходских училищ при них были основаны учебно-показательная ферма (1894 г.) в полуверсте от родины Ивана Сусанина, деревни Деревеньки, и при ней — богадельня  на 10 престарелых женщин (в 1910 г.), для которой в 1912 г. построен собственный дом[20]. В 1887 г. было открыто и Макарьевское попечительство, основавшее рукодельную школу для девочек.

Заботой о братстве не ограничивались добрые дела И.Е. Беляева: в Петербурге его пригласили возглавить хозяйственный комитет Покровской общины сестер милосердия, и он блестяще справился с возложенными на него задачами. За пять лет до смерти он пожертвовал огромные по тем временам деньги, более двух тысяч рублей, на устройство общества вспомоществования нуждающимся учащимся Костромской духовной семинарии, вошел в совет общества и помог ему сделать самые трудные первые шаги[21].  Он умер в Петербурге, но похоронен был по его желанию на кладбище родной для него церкви Иоанна Богослова близ Ипатьевского монастыря.

Над его могилой И.М. Студицкий, член Братского Совета и летописец Братства, сказал о хоругви, которой по уставу владело братство: «Вокруг нее столпились стар и млад: никому более не нужный старец и полное жизненных сил, рвущееся к свету дитя; и бездомный сирота, и пораженный болезнью или материально потерпевший от несчастного случая кормилец семьи, — всех равно прикрыла собою братская хоругвь»[22].

Со смертью основателя деятельность братства не только не остановилась, но и получила дальнейшее развитие. В 1914 г. Братство насчитывало 545 членов во главе с членами Царствующего Дома. Война, а затем и революции прекратили деятельность этого сообщества. Сегодня предпринята попытка возобновления деятельности Александровского православного Братства, но уже в иных формах[23].

 

[1] Годовой отчет Костромского Александровского православного братства за 1910 год. – Кострома, 1911. С. 10.

[1] [Студицкий И.] Иларий Ефимович Беляев : Некролог.  Кострома, 1903. С.1.

[2] Устав Иоанна-Богословского Православного братства при церкви Иоанна Богослова (близ Костромского Ипатьевского монастыря). СПб, 1879. ..

[3] Устав Александровского православного братства. – Изд. 2. — Кострома, 1907.  С.5.

[4] Там же.  С.6-7.

[5] Деятельность Костромского Александровского Православного братство в 1880-1884гг. Б.м., б.г. [1884]. С.1

[6] [Студитский И.] Александровское православное братство в г. Костроме. 35-летие просветительно-благотворительной деятельности (1879-1914гг.):Историч. записка, читанная в общем собрании членов братства 26 сент. 1914г..- Кострома 1914. С.9.

[7] Там же, с.2.

[8] Отчет по Костромскому Александровскому  братству, состоящему под Его императорского Величества покровительством  за 1886 год.  СПб., 1887. С.6.

[9] Там же, с.3-4.

[10] [Студитский И.] Александровское православное братство в г. Костроме. 35-летие просветительно-благотворительной деятельности (1879-1914гг.):Историч. записка, читанная в общем собрании членов братства 26 сент. 1914г..- Кострома 1914. С.5.

[11] Там же.

[12] Отчет по Костромскому Александровскому  братству, состоящему под Его императорского Величества покровительством  за 1886 год.  СПб., 1887. С.6.

[13] Там же.  С.8

[14] Годовой отчет Костромского Александровского православного братства за 1910 год. – Кострома, 1911. С. 6-7.

[15] Там же.  . С. 9.

[16] Отчет по Костромскому Александровскому братству […] за 1886 год. – СПб. : в государственной типографии, 1887. С.9.

[17] Годовой отчет Костромского Александровского православного братства за 1910 год. – Кострома, 1911. С. 10.

[18] Десятилетие воскресной женской школы при Запредненской рукодельной школе Костромского Александровского православного братства (1906-21 октября- 1916). Кострома, 1917. С. 5.

[19] Там же.

[20] [Студитский И.] Александровское православное братство в г. Костроме. 35-летие просветительно-благотворительной деятельности (1879-1914гг.): Историч. записка, читанная в общем собрании членов братства 26 сент. 1914г..- Кострома 1914. С.10.

[21] [Студицкий И.] Иларий Ефимович Беляев : Некролог.  Кострома, 1903. С.4-5.

[22] Там же.  С.18.

[23] www.albrat.ru

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.