93. Православный приход как культурный перекресток // Культура Российской провинции: век XX- XXI веку. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2000. С.27-28.

Сизинцева Л.И., г. Кострома

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК. ПО МАТЕРИАЛАМ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ КОНЦА XIX —

НАЧАЛА XX В.

// Культура Российской провинции: век XX — XXI веку Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2000. С. 27-28.

Словарь Брокгауза — Ефрона определяет приход как « церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействие для прихожан», излагая дальше вопросы практики рубежа

28

веков. Таким образом, элементами прихода можно считать собственно территорию («округ»), стоящий на ней храм, причт и прихожан.

Первые два из них — территория и храм — «недвижимое», укорененное в географическом пространстве надолго, независимо от давности построй­ки здания или древности формирования бытующей здесь традиции. В силу этого именно они аккумулируют опредмеченные представления местных жителей о правде, добре и красоте, сохраняя их для последующих поколений, иногда в первоначальном виде, еще чаще — изменяя в соответствии с новыми вкусовыми предпочтениями.

И все же эти материализованные воплощения изменялись медленнее, нежели сама живая культурная традиция, носителем которой были причт и прихожане.

Члены причта, принадлежавшие к одному сословию (духовному), тем не менее, различались по своим имущественным и культурным ха­рактеристикам. Первые из них зависели от положения в достаточно жесткой церковной иерархии, от достатка прихожан, который не всегда опре­делялся статусом поселения — в глухом уездном городке могли жить беднее, чем в крупном промышленном или торговом селе. На культурной ориентированности священно — и церковнослужителей сказывался образовательный ценз: чтец или дьячок, не прошедшие через училище или семи­нарию, более тяготели к местной традиции, тогда как священнослужители представляли специфическую конфессионально — устоявшуюся картину мира, однако и они не были однородны в своих культурных предпочтениях, тяготея либо к традиционной, либо к культуре европейского типа.

В отчетах благочинных, которые служили материалом для ежегодных епархиальных отчетов, наиболее полно отражена точка зрения на паству образованного, «ошколенного» духовенства. Благочестие прихожан не просто оценивается, но и анализируется, отслеживаются изменения, про­исходящие в их отношениях к Богу и миру. По этим документам, имеющим черновой характер. Можно проследить процесс взаимопроникновения городской культуры европейского типа и традиционной крестьянской культуры, образование маргинальной прослойки «фабричных». На городских приходах фиксируется процесс утраты веры, религиозной индифферентности интеллигенции, на сельских отслеживаются результаты атеистической пропаганды. И в том, и в другом случае священство видело свою задачу в оживлении приходской жизни. В том случае, если взаимодействие с паствой выстраивалось на принципах диалога, цель обычно достигалась. В случае формализации отношений православная традиция оставалась закрытой, не понятой, и отвергалась прихожанами.

 

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий