Выпущено редакторами
«С образовательной целью поездка…»
Все мы знаем, что такое экскурсия. Посмотрите налево… Обратите внимание, справа… И весь автобус дружно поворачивает головы. Это дает основание полагать, что так было всегда и всюду. Между тем европейская практика проведения экскурсий отличается от отечественной или, например, американской и японской. Даже само слово это в разное время в русском языке обозначало разные явления, которые сегодня можно назвать экспедицией, туристской поездкой, прогулкой, восхождением в горы…
Границей, которая в конце XIX – начале XX вв. разделяла экскурсии и туризм было познание, открытие – научное, как получение нового знания о мире, или индивидуальное, когда человек (учащийся, лесник или крестьянин – не важно) открывали для себя нечто новое. Это могла быть экспедиция орнитолога в Персию, поездка студентов- медиков на стажировку в Европу или крестьян- кооператоров Сибири в Данию за опытом… Но никогда экскурсией не назвали бы путешествие для отдыха, безпознавательной цели.
Более всего экскурсии распространились в российской школе начала века. Путешествовали и ученики, и учителя, студенты, гимназисты, ученики церковно-приходских школ и городских училищ. Все они были в той или иной степени небогаты, поэтому условия путешествия были самые скромные, все усилия организаторов были направлены на удешевление поездок. Работа (а организаторами в первую очередь становились педагоги) велась на общественных началах, без дополнительной оплаты. Эта же тенденция прослеживалась в отношении государства и бизнеса (вводились льготные тарифы на транспорте как законодательно, так и по личной договоренности). Всё это привело к тому, что туризм в России, в отличие от европейских стран, так и не стал бизнесом…
В то же время на первый план в педагогике в это время вышли задачи подготовки учащихся не только к продолжению обучения, но и к многообразным требованиям реальной практики. Выход за пределы школьного здания рассматривался как движение навстречу жизни.
Кострома, лежавшая на одном из самых бойких отечественных маршрутов – Волжском, не отставала от других. Она принимала путешественников со всей России, и столичных в том числе, и отправляла своих питомцев в ближние и дальние пути-дороги.
В Костроме пионером дальних школьных экскурсий стал выпускник Московского университета[1], краевед, этнограф, педагог Владимир Алексеевич Андроников (1874–1961). В бытность его преподавателем Костромской мужской губернской гимназии, он летом 1901 года организовал экскурсию своих питомцев в Казань через Нижний Новгород. Это потребовало от него значительных организационных усилий, но дело было новое, оно вызывало всеобщее сочувствие.
По результатам поездки была даже опубликована брошюра, в которой автор делился своими соображениями о необходимости таких поездок. На первом месте было – сближение с жизнью: «…всем известно, что курс нашей классической гимназии слишком далёк от жизни: часто ученик, кончивший городское училище, имеет несравненно больше познаний о природе и её явлениях, чем ученик средних или даже высших классов гимназии»[2].
Вторая проблема – воспитательная, и здесь школа, «помимо других средств, имеет в своём распоряжении могущественное средство влиять на образование нравственных понятий ребёнка и юноши», которое, по мнению автора, заключалось «в устройстве ученических экскурсий с образовательно-воспитательной целью».
Первая поездка была шагом в неизведанное, возможно, именно поэтому перед отъездом все направились в Борисоглебскую церковь, где отцом организатора, протоиереем А.В. Андрониковым, «было отслужено в присутствии начальства гимназии и родственников молодых путешественников напутственное молебствие».
Всё закончилось благополучно, успех вдохновил организатора на новые экскурсии, и на июнь 1904 г. В.А.Андроников запланировал уже экскурсия в Финляндию и Петнрбург. Маршрут был опубликован заранее: «от Костромы через Рыбинск , Псков и Ригу до Ревеля – по железной дороге, от Ревеля до Гельсингфорса – Финским заливом, от Гельсингфорса до Выборга – по железной дороге, от Выборга Сайменским каналом и озером Саймой до Иматры, от Иматры через Выборг и С.-Петербург до Рыбинска – по железной дороге, от Рыбинска до Костромы – по Волге»[3]. Напомним, что Ревель сегодня зовётся Таллинном, а Гельсингфорс – Хельсинки. Эти столицы современных самостоятельных государств находились тогда в пределах Российской империи.
Всё путешествие должно было продлиться около трёх недель, при этом на Петербург отводилось всего четыре дня. Пока не удалось установить, состоялась ли эта поездка (её цена – 35 руб. – превышала полугодовую плату за учение), но уже в отчёте за 1913/14 учебный год в разделе о внеклассных занятиях учеников значится экскурсия в северную столицу, которая была приурочена к рождественским каникулам января 1914 года. Восемнадцать учеников старших классов 1-й Костромской губернской гимназии преподавателей Е.И. Яквлева, А.И. Лебедева и помощника классного наставника Б.В. Пиллер посетили Санкт-Петербург с первого по пятое января[4].
А вот о путешествии учениц Галичской женской гимназии мы знаем больше. Это было совсем молодое учебное заведение. Оно было открыто 14 сентября 1907 г. как четырёхклассная прогимназия[5], а с осени 1910 года уже стало гимназией, в которой с 1911 г. был введён дополнительный восьмой класс[6].
Уже в первый гимназический год была устроена для учениц экскурсия в Москву[7], а 2 ноября 1912 г. Педагогический совет Галичской женской гимназии постановил «ходатайствовать перед г. Попечителем М[осковского] Учеб[ного] Округа об устройстве учебно-образовательной экскурсии на Рождественских каникулах в г. Петербург»[8]…
Можно не сомневаться в том, что «г. Попечитель» такое разрешение дал: эту должность занимал известный биолог, в недавнем прошлом ректор Московского университета А.А. Тихомиров, по инициативе которого в 1910 г. при Округе была открыта Центральная Экскурсионная комиссия. По свидетельству инспектора МУО В.И. Комарницкого, попечитель был «живо заинтересован и в духовном развитии учащихся. Одним из наиболее действительных средств к достижению этого развития он считает учебно-воспитательные экскурсии»[9].
Уже пятнадцатого педсовет утвердил список учениц, наблюдать за которыми в Петербурге согласилась сама начальница гимназии В.И. Соколова, учительница А.М. Китшель и ннадзирательницы З.В. Богомолова, Е.В. Соколова и Е.А. Невзорова. Тогда же была утверждена и программа поездки. Она предполагала, что вся поездка займёт десять дней, восемь из которых будут посвящены осмотру города.
В этом же деле находится программа осмотра города, которая очень сильно отличается от того, что принято сегодня. Приводим её полностью.
«Предполагается к осмотру:
в 1 день – Александро-Невская Лавра
во 2 – “ – Соборы: Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и дворцы.
в 3 – “ – Монетный двор
в 4 – “ – Императорский Эрмитаж
в 5 – “ – Музей Императора Александра III
в 6 – “ – Стеклянный и Фарфоровый императорские заводы
в 7 – “ – Музей Академии Художеств
в 8 – “ – Общий осмотр города»[10].
Конечно, дело не только в том, что не было экскурсоводов, и все пояснения давали сотрудники предприятий и музеев, представители соборных причтов. Бросается в глаза «промышленный» блок предприятий, предположенных к осмотру – это должно было ознакомить гимназисток из Галича с практической стороной жизни. Музей имп. Александра III – это то, что сегодня называется Русским музеем и Музеем этнографии. Осмотр художественных музеев предполагался отнюдь не поверхностный – за день в каждом из них можно сделать много открытий для себя.
Не удалось найти отчёта об этой поездке, но думается, что поставленные цели, – а поездки организовывали, «стремясь прийти на помощь к поднятию и удовлетворению научного и художественного интереса учениц Галичской женской гимназии», – невозможно было не достигнуть.
Молодая столица манила провинциалов, но и Кострома принимала петербуржцев. Однако, это уже особый разговор.
[1] ГАКО. Ф. р-24. Оп.1. Д.118. Л.73.
[2] Андроников В.А. Экскурсия воспитанников Костромской гимназии в Нижний Новгород и Казань в июне месяце 1901 года. М. : Т-во ти. А.И. Мамонтова, 1901. С.6.
[3] Проект экскурсии в Финляндию и С.-Петербург // Костромской листок. 1904. 18 апреля. С.4.
[4] ГАКО. Ф.429. б/ш. Д.41. Л.95.
[5] ГАКО.Ф.161. Оп.1 Д. 487. Л.7.
[6] ГАКО.Ф.1099. Оп.1. Д.17. Л.1, 63,70.
[7] Там же. Л. 173.
[8] ГАКО.Ф.1099. Оп.1. Д. 18. Л.113.
[9] Труды Комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28-XII-1910 г. по 6-I-1911 г. / МНП. Моск. учеб. окр. Центральная экскурсионная комис. М., 1911. С.4.
[10] ГАКО.Ф.1099. Оп.1. Д. 18. Л.127.