Отечественные экскурсионные школы второй половины XIX – первой трети XX
Учебное пособие
Книга раскрывает специфику отечественных традиций туризма, сложившихся во второй половине XIX – первой трети ХХ века. В основе текста лежат оригинальные исследования автора. Пособие построено по хронологическому принципу, написано доступным языком. Каждая глава завершается вопросами для самостоятельной работы, в конце дан краткий список рекомендованной литературы.
Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности 100201 – Туризм. Книга может представлять интерес для всех, интересующихся историей отечественного туризма и экскурсий.
Предисловие
Первокурсник, начинающий обучение по специальности «Туризм», так или иначе уже сталкивался с современными формами организации и проведения экскурсий. Это дает ему основание полагать, что так было всегда и всюду. Между тем европейская практика проведения экскурсий отличается от отечественной или, например, американской и японской. Даже само слово это в разное время в русском языке обозначало разные явления, которые сегодня можно назвать экспедицией, туристской поездкой, прогулкой, восхождением в горы…
Для того, чтобы сформировать представление о туризме как динамичном явлении культуры, развивающемся во времени в зависимости от локальных традиций, и предусмотрено преподавание дисциплины «История путешествий, туризма и экскурсий». Важной частью курса является история отечественного туризма, которая позволяет получить представление о том, почему это направление деятельности в России, в отличие от Европы, например, не стало бизнесом. В каких условиях формировалась отечественная экскурсионная традиция, в чем состояли её основные достижения, кто представлял петербургскую и московскую экскурсионные школы и чем они отличались друг от друга, – на эти вопросы сегодня не отвечают не только учебная, но и научная литература.
Работы Г. П. Долженко, В. В. Дворниченко, Г.С. Усыскина, В. А. Квартальнова, Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой и других рассматривают, прежде всего, вопросы истории организации туризма, не сосредотачиваясь на вопросах содержания экскурсионной деятельности, ее особенностях. С другой стороны, издания, посвященные экскурсоведению (такие, как учебники Б.В. Емельянова, Р.А. Дьяковой, Н.А. Гецевич, Г.Ф. Шаповала и др.), рассматривают историю экскурсий с точки зрения современной практики, не ставя перед собой цели изучения экскурсий в контексте времени. Специалисты, которых интересуют вопросы истории урбанистики, педагогики, краеведения, искусствоведения, музееведения чаще всего также уходят от рассмотрения культурного контекста работы таких исследователей, как И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, А.В. Бакушинский и других деятелей этого ряда. Поэтому и появилась необходимость в подготовке и издании этого учебного пособия, основанного на оригинальных исследованиях автора, проведённых в местных архивах (Государственный архив Костромской области) и архивах Москвы и Петербурга. Кроме того при подготовке пособия были использованы опубликованные исторические источники, значительную помощь в их подготовке к публикации в этой книге оказала И. Соколова. В пособии использованы также результаты исследовательской дипломной работы М. Сизинцевой, подготовленной под руководством автора, на что получено согласие дипломницы.
Автору представлялось важным предоставить возможность студентам не просто узнать о людях, событиях, явлениях, процессах, но и самостоятельно поразмышлять о том, почему все сложилось так, а не иначе именно в нашей стране. Для этого пришлось рассмотреть, как менялись во времени общественные представления и стереотипы, на что люди в разное время возлагали надежды, в чем видели решение проблем.
Главной особенностью пособия стало включение в его текст раздела «Люди и тексты». Портрет и краткие биографические данные о человеке предшествуют тексту, в котором отражаются его реальные впечатления, мысли, чувства, его время со своей системой ценностей. В зависимости от целей, которые преследовали экскурсионисты, менялись их представления о том, как нужно готовить и проводить экскурсию. В последующее время эти методические рекомендации часто представляли как свод правил, не подлежащих обсуждению. Одна из задач пособия – вернуть вопросам методики обаяние творческого поиска, энергией которого они создавались.
Каждая из трёх глав завершается перечнем вопросов и заданий, задача которых – придать определённое направление размышлениям читателя.
Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям, экзаменам и зачетам по дисциплинам «История путешествий, туризма и экскурсий» и «Экскурсоведение». Однако автор надеется, что издание содержит информацию к размышлению и для других категорий читателей.
Л.И. Сизинцева, кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.