Отечественные экскурсионные школы второй половины XIX – первой трети XX

Учебное пособие, МИНОБРНАУКИ РОССИИ Костромской государственный технологический университет, Кострома КГТУ 2011

Отечественные экскурсионные школы второй половины XIX – первой трети XX

Учебное пособие

Книга  раскрывает специфику отечественных традиций туризма, сложившихся во второй половине XIX – первой трети ХХ века. В основе текста лежат оригинальные исследования автора. Пособие построено по хронологическому принципу, написано доступным языком. Каждая глава завершается вопросами для самостоятельной работы, в конце дан краткий список рекомендованной литературы.

Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности   100201 – Туризм. Книга может представлять интерес для всех, интересующихся историей отечественного туризма и экскурсий.

Предисловие

Первокурсник, начинающий обучение по специальности «Туризм», так или иначе уже сталкивался с современными формами организации и проведения экскурсий. Это дает ему основание полагать, что так было всегда и всюду. Между тем европейская практика проведения экскурсий отличается от отечественной или, например, американской и японской. Даже само слово это в разное время в русском языке обозначало разные явления, которые сегодня можно назвать экспедицией, туристской поездкой, прогулкой, восхождением в горы…

Для того, чтобы сформировать представление о туризме как динамичном явлении культуры, развивающемся во времени в зависимости от  локальных традиций, и предусмотрено преподавание дисциплины «История путешествий, туризма и экскурсий». Важной частью курса является история отечественного туризма, которая позволяет получить представление о том, почему это направление деятельности в России, в отличие от Европы, например, не стало бизнесом. В каких условиях формировалась  отечественная экскурсионная традиция, в чем состояли её основные достижения, кто представлял петербургскую и московскую экскурсионные школы и чем они отличались друг от друга, – на эти вопросы сегодня не отвечают не только учебная, но и научная литература.

Работы Г. П. Долженко, В. В. Дворниченко, Г.С. Усыскина, В. А. Квартальнова, Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой  и других рассматривают, прежде всего, вопросы истории организации туризма, не сосредотачиваясь на вопросах со­держания экскурсионной деятельности, ее особенностях. С другой сто­роны, издания, посвященные экскурсоведению (такие, как учебники Б.В. Емельянова, Р.А. Дьяковой, Н.А. Гецевич, Г.Ф. Шаповала и др.), рассматривают историю экскурсий с точки зрения современной практики, не ставя перед собой цели изучения экскурсий в контексте времени. Специалисты, которых интересуют вопросы истории урбанистики, педагогики, краеведе­ния, искусствоведения, музееведения чаще всего также уходят от рассмотрения культурного контекста работы таких иссле­дователей, как И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, А.В. Бакушинский  и других деятелей этого ряда.  Поэтому и появилась необходимость в подготовке и издании этого учебного пособия, основанного на оригинальных исследованиях автора, проведённых в местных архивах (Государственный архив Костромской области) и архивах Москвы и Петербурга. Кроме того при подготовке пособия были использованы опубликованные исторические источники, значительную помощь в их подготовке к публикации в этой книге оказала И. Соколова. В пособии использованы также результаты исследовательской дипломной работы  М. Сизинцевой, подготовленной под руководством автора, на что получено согласие дипломницы.

Автору представлялось важным предоставить возможность студентам не просто узнать о людях, событиях, явлениях, процессах, но и самостоятельно поразмышлять о том, почему все сложилось так, а не иначе именно в нашей стране. Для этого пришлось рассмотреть, как менялись во времени общественные представления и стереотипы, на что люди в разное время возлагали надежды, в чем видели решение проблем.

Главной особенностью пособия стало включение в его текст раздела «Люди и тексты». Портрет и краткие биографические данные о человеке предшествуют тексту, в котором отражаются его реальные впечатления, мысли, чувства, его время со своей системой ценностей. В зависимости от целей, которые преследовали экскурсионисты, менялись их представления о том, как нужно готовить и проводить экскурсию. В последующее время эти методические рекомендации часто представляли как свод правил, не подлежащих обсуждению. Одна из задач пособия – вернуть вопросам методики обаяние творческого поиска, энергией которого они создавались.

Каждая из трёх глав завершается перечнем вопросов и заданий, задача которых – придать определённое направление размышлениям читателя.

Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям, экзаменам и зачетам по дисциплинам «История путешествий, туризма и экскурсий» и «Экскурсоведение». Однако автор надеется, что издание содержит информацию к размышлению и для других категорий читателей.

Л.И. Сизинцева, кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Полный текст пособия →

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.