Естественнонаучные экскурсии в России второй пол. XIX — нач. ХХ в.
«Ныне, когда вообще создано убеждение, что нет источника прочных научных знаний вне опыта, Общество полагает уместным издание опытных сведений. С 1854 года предположено издавать еженедельную иллюстрированную газету под именем: Вестник Естественных Наук…» [16] — такое объявление разместило на страницах столичных и провинциальных газет уважаемое Московское Общество Испытателей Природы. Так, наряду с его Известиями и Записками, публиковавшими результаты оригинальных исследований, появилось едва ли не первое научно-популярное издание в России, целью которого передавать «занимательное, полезное, общедоступное из того, что уже усвоено наукою» [17].
Несмотря на новизну дела («Вестник есть первый опыт издавать в России, а тем более в Москве, естественно-историческую, еженедельную, литературно-художественную газету» [17] — сообщалось в редакционной статье, открывавшей первый номер), издание нашло своего читателя. Идеи О. Конта, изложенные в его «Курсе позитивной философии» (1830—1842) быстро распространились по Европе и повлияли на умонастроение русской образованной публики. «“Стремление к познанию вещественного не есть ли эпидемия нашего века, о которой надо сокрушаться?” — риторический вопрос. Конечно нет!» [14,стб.778.] — восклицал химик Г.Я. Мулдер при открытии им лаборатории Утрехтского университета, и с ним готовы были согласиться многие в России: фигура тургеневского Базарова не случайно стала знаковой для середины XIX столетия.
Одной из форм проявления внимания к окружающему миру стали естественнонаучные экскурсии, которые возникли в 1850-х г.г. как загородные «прогулки в природу». Так, в том же «Вестнике естественных наук» появилась статья, автор которой утверждал: «Кто любит природу, кто изучает её, тот и зимою найдет в ней обширное поле для наблюдения и изучения. Чтоб подтвердить наши слова, сделаем зимою ботаническую экскурсию, под руководством опытного в этом деле германского Пр. Россмеслера, и посмотрим, каким представится нам растительное царство под своим снежным покровом» [9, стб. 700].
Представив различные виды хвойных и лиственных деревьев, распространенных в лесах средней полосы России, снабдив рассказ замечательными иллюстрациями с изображением различных частей растения, автор заключает: «кажется, достаточно этих кратких очерков, чтоб показать читателю, что и под однообразною пеленой зимы скрыто столько разнообразия, сколько различия, сколько ежели не жизни, то надежд, которые нас никогда не обманывали, и которые осуществятся с первыми лучами весеннего солнца» [9, стб. 715].
Экскурсии с целью изучения природы становились модой [6,7 и др.]. Здесь необходимо отметить, что слово «экскурсия» во второй половине XIX в. употреблялось в ином значении, нежели теперь. «Экскурсия (excursion), — определяет современный петербургский теоретик туризма М.Б. Биржаков, – … кратковременный тематический маршрут с целью посещения достопримечательностей, иных объектов туристского интереса. Экскурсия имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии, процесс собственного показа, разумеется, подразумевается наличие самих участвующих – стало быть, экскурсантов» [3, 110-111].
За сто лет до этого определение «экскурсия» употреблялось применительно к поездкам с конкретной целью, безотносительно к длительности поездки. В XIX в. экскурсиями могли назвать и загородные вылазки, отчасти похожие на пикник[5], и коллективный выезд на охоту[18], речные прогулки, и «грандиозное путешествие с 97 учениками на Парижскую всемирную выставку, в Берлин, Дрезден, Прагу, Кельн, Швейцарию, Будапешт и др. города» [2, 11,13 и др.].
Наряду с этим получили распространение экскурсии с исследовательскими целями, как гуманитарные, так и естественнонаучные. Например, для Н.А. Холодковского, работавшего над докторской диссертацией, посвященной размножению таракана-прусака, «местом экскурсирования служила кухня собственной квартиры» [20,134].
В 1870-х гг. естествознание стало обязательным предметом во вновь открытых реальных училищах. Постепенно преподаватели приходили к мысли, что именно исследование должно стать базой образовательной деятельности, а, по словам И.М. Гревса, «для натуралиста роль непосредственного документа играет сама природа в громадной совокупности предметов и явлений всех ее царств» [8].
Пионером области изучения природных сообществ был Д.Н. Кайгородов которого Н. П. Анциферов позднее назовет «пионером экскурсионного дела» [1]. Будучи еще молодым офицером, специалистом по изготовлению пороха, в 1860-х гг. он вольным слушателем посещал курсы Санкт-Петербургского Земледельческого (впоследствии Лесного) института, затем стал профессором лесной технологии[19,с.14]. Наибольшую известность принесли ему две идеи. Первая из них — мысль о необходимости комплексного наблюдения за изменением всех явлений природы в соответствии с временами года (фенология) [12] и вторая – о замене в школах преподавания естественной истории – «изучением живой природы по общежитиям» [19,21].
Эти две идеи были связаны между собой мыслью о необходимости изучения «целокупной природы» (термин Д.Н. Кайгородова) в ходе естественнонаучных экскурсий, и школьных в том числе. Он писал: «Мне рисуется в далеком будущем (а может и не так уж далеком!) такой заманчивый идеал: с появлением первого зеленого листа на дереве двери всех классов (кроме последнего) закрываются, все уроки прекращаются, кроме уроков природоведения (преподающегося во всех классах), и уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор – сама Природа» [19, с.9].
Наряду с Д.Н. Кайгородовым в 1860-х гг. практиковал изучение природы на основе загородных экскурсий с учащимися Первой военной гимназии в Петербурге А.Я. Герд [7,с.158]. Он также считал необходимым не только знакомство ребенка с теорией естествознания, но и постижение им реальных связей между природными элементами: «Животное необходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, растение – в связи с почвой, на которой оно произрастает; поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством, по крайней мере, настолько, насколько это необходимо для полных наблюдений над растениями. […] Эту зависимость зоологии от ботаники, ботаники от минералогии мы считаем самым главным условием для определения порядка преподавания отдельных естественных наук» [7, с.179]… Экскурсии в природу становились условием для установления таких связей.
В пользу загородных экскурсий говорили и ученые-гигиенисты, требования которых стали в рубежу веков обязательными при строительстве школьных зданий, конструировании парт и т.д. Они говорили о пользе экскурсий на свежем воздухе для здоровья учащихся. Н. Березин писал: «Наконец, экскурсии имеют еще одну хорошую сторону, особенно если в план их входит передвижение пешком: пребывание в движении на вольном воздухе влияет очень благотворно на физические отправления организма детей – усиленное поглощение богатого кислородом деревенского воздуха, движение, повышенное питание, крепкий сон имеют своим последствием то, что дети возвращаются из экскурсии окрепшими и более здоровыми, чем они были в городе. Нам известны несколько случаев быстрого выздоровления в течение экскурсии простуженных и сильно кашляющих учеников, которых родители отпускали, скрепя сердце, лишь вследствие настойчивых просьб со стороны детей не лишать их удовольствия, которого они ожидали в течение целого года» [15,с.8].
В 1890-х гг. естественнонаучные экскурсии приобретают необычайную популярность во всех учебных заведениях Российской империи. Количество их было столь велико, что в 1891 году потребовалось специальное распоряжение Министерства, чтобы часы, затраченные преподавателями естествознания на проведение экскурсий, оплачивались специально. «Вознаграждение преподавателей естествоведения за экскурсии с учащимися, […] должно выдаваться по числу произведенных экскурсий, как городских (в сады, парки и проч.), так и загородных (в поле, луг, лес и проч.). Принимая во внимание 1) значительное количество времени, которое приходится затрачивать преподавателю как на саму экскурсию, так и на подготовку к ней (необходимость предварительного посещения тех мест, по которым поведется экскурсия), 2) некоторые необходимые личные расходы преподавателя во время экскурсий и 3) физическое его утомление, неизбежно связанное с экскурсиями, особенно загородными, Министерство полагало бы установить норму вознаграждения за каждую экскурсию в размере: 5 руб. за городскую и 10 руб. за загородную экскурсию» [23, с.323].
Документ свидетельствует не только о широком распространении естественнонаучных экскурсий, но и о признании необходимости их чиновниками Министерства. Одновременно в распоряжении зафиксирована приблизительная норма числа экскурсий и распределения их по учебному году: «Если принять за среднюю норму число экскурсий в каждом из трех младших классов 12 (4 осенних, 6 весенних и 2 зимних), из числа которых 2-4 экскурсии (смотря по местным условиям) могут быть городские и 8-10 загородных, то вознаграждение преподавателю за экскурсии с одним классом выразится в сумме 100-110 руб. в год» [23, с. 323-324].
Однако размах, который приобретали экскурсии в природу, оказывал отрицательное влияние на окружающую среду. Об этом свидетельствует «Циркуляр попечителя Московского учебного округа об организации экскурсий в природу» от 27 марта 1902 г., в котором содержатся рекомендации природоохранного характера. Циркуляр предписывал: «Означенные руководители должны наблюдать, чтобы те сады и парки, которые будут посещаться во время экскурсий учащимися, не подвергались никаким повреждениям (порча газонов, срывание цветов и листьев, обламывание веток и т.п.).
Как в садах и парках, так и в лесу и в поле, вообще во всех общежитиях природы должна быть соблюдаема и всячески воспитываема в подрастающем поколении экономия в собирании тех или других объектов природы, как, например, насекомых, цветов, листьев и проч. Экономия в этом смысле, помимо своего воспитательного значения, необходима еще и потому, что упомянутые экскурсии могут быть организуемы разными учебными заведениями в один и тот же день или в один и тот же период времени по одному экскурсионному маршруту» [22].
В ходе экскурсий собирались гербарии, коллекции минералов, насекомых, птиц и т.д. На их основе создавались школьные и межшкольные музеи, в которых наряду с коллекциями были представлены приспособления для их сбора (сачки, ботанизирки и т.п.), которые можно было взять на прокат [25].
Одним из ведущих центров развития естественнонаучных экскурсий стало Санкт-Петербургское восьмиклассное коммерческое училище в Лесном. Оно было открыто 14 сентября 1904 г., первоначально – как мужское, в составе трех классов, а с 1906 г. туда стали принимать и девочек[10]. В нем преподавали педагоги, позже ставшие ведущими экскурсионистами страны – А.Я. Закс, Б.Е. Райков, Н.М. Соколов, В.А. Герд, И.М. Гревс и т.п.
Б.Е. Райков, проработавший в Лесном более десяти лет, с 1905 по 1917 г.г., позже сформулировал основные принципы организации экскурсий в училище, которые были предложены как образец для всех учебных заведения страны.
Главным тезисом стало положение о тесной связи их со школьной программой. «Экскурсия должна находиться в теснейшей связи с тем учебным матерьялом, который преподан на уроках, — писал он. — Задачей преподавания является или иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материял»[24,с.89]. Недопустимо как «откладывание» экскурсии на продолжительное время, что приводит к забвению пройденного, так и «забегание вперед».
При подготовке экскурсии важно определение ее цели: «Каждая экскурсия должна иметь совершенно определенное задание […] «разбрасывание» на экскурсии или построение ее на случайном матерьяле – прием совершенно непозволительный, который может дать самые печальные результаты. […] руководитель должне быть настолько знакомым с данной местностью и вообще расположением тех объектов, которые он собирается показывать, чтобы заранее построить и разработать во всех деталях тему экскурсии» [24,с.90].
Экскурсии были обязательными для всех учеников и отношение к ним ничем не должно было отличаться от отношения к классным занятиям. Экскурсионной комиссией, которая была создана в училище во время его организации, был разработан план экскурсий. Их количество колебалось от 5 экскурсий (в первом классе) до восьми (с третьего по восьмой) в год. План предполагал ближние (по городу и ближайшим пригородам) и дальние (Север, Урал, Малороссия, Кавказ, Польша и т.д.).
«Следуя этому плану, — продолжал Б.Е. Райков, — каждый выпуск учащихся в течение всего учебного курса проделывает 60 экскурсий, из них 56 однодневных и 4 многодневных. Из этих 60 экскурсий — 9 проводятся в окрестностях Лесного, в непосредственной близости к зданию школы, 40 ставятся в пределах С.-Петербурга, и, наконец, 11 происходят вне городской черты и связаны с передвижением по железной дороге» [24,с.99].
Несмотря на то, что родители учащихся были, как правило, небогаты, денежный взнос по 2 рубля в полугодие составлял непременное условие обучения в училище. Эти деньги можно было истратить только на экскурсии, которые на первых годах обучения почти не тратились в силу преобладания ближних экскурсий, а к старшим классам накапливалась определенная сумма, которой хватало на дальние поездки[24,с.100-101].
По темам преобладали естественно-научные экскурсии (половина от общего числа), 13% составляли географические и 28% — гуманитарные, причем последние преобладали в программе старших классов.
По содержанию экскурсии варьировались в зависимости от возраста. Квалификация педагогов позволяла сложные вопросы излагать простым языком, так, экскурсия в окрестности Петербурга, на место тектонического обнажения геологических слоев, была названа Б.Е. Райковым «На чем стоит Петербург» [23].
Старшеклассники изучали природные сообщества – лес, луг, болото и т.д. «Мы никогда не имеем в своем распоряжении природы в ее целом, а наоборот – всегда расчленяем ее и изучаем порознь такие явления, которые на самом деле теснейшим образом связаны между собой, — сетовал педагог, — […] напр., изучение порознь почвы, бактерий, грибов, различных семейств зеленых растений, червей, насекомых и прочих животных – составляет продукт искусственного расчленения таких естественных и цельных единиц, каковы, напр., лес, луг, болото и т.д.» [23,с.13-14].
В 1899 г., под влиянием идей Д.Н. Кайгородова даже обсуждался проект реформирования школьных естественнонаучных занятий [7,с.30], но отменить экзамены и каникулы, совпадавшие со временем пробуждения природы, все же не решились. Эту организационную проблему видел и сам педагог и исследователь: «Конечно, нельзя будет затягивать экзамены до конца мая или начала июня, а со временем и совсем не будет экзаменов» [7], но проект так и не был реализован в своем первоначальном виде.
Таким образом, к началу ХХ века сложилась стройная система экскурсионной деятельности, подчиненной задачам получения новых знаний и конкретизации теоретических основ в ходе исследований «целокупной природы», с которыми соотносился и учебный процесс.
Естественнонаучные экскурсии приобретали массовый характер, они пользовались поддержкой Министерства Народного Просвещения, которое обеспечивало дополнительную оплату преподавателей – организаторов экскурсий, рассматривало вопросы безопасности участников и регулировало воздействие многочисленных экскурсантов на природные объекты.
Оплата руководителям экскурсий, включенным в учебный процесс, начислялась как обычное жалованье за проведенные урочные часы. В случае проведения экскурсий во внеурочное время, по предложению министерства, оплата начислялась из специальных средств учебного заведения, полученного от платы за обучение. Собственные издержки учащихся во время экскурсии покрывались из средств родителей, причем была создана накопительная система взносов на обязательные экскурсии.
В первые послереволюционные годы эта работа была продолжена педагогами, но это уже тема другой статьи.
1 Анциферов Н. П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. Л. : Время, 1926. 72 с.
2 Белгородский А.В. Ученические экскурсии. Краткий исторический очерк значения и организации. Изд.2-е. Б.м., 1916. 92 с.
3 Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб. : Изд. «Невский фонд»; Т.д. «Герда», 2000. 315 с.
4 Вагнер Г. Путешествие по лесу и степи, прогулка с молодыми приятелями и приятельницами. М., СПб., 1868. 64 с.
5 Вембер П. Школьные праздники (прогулки) // Русский начальный учитель. 1886. №6-7. С.331-334.
6 Герд А.Я. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель. 1866. №7. С.251-255.
7 Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М. : Акад. Педагог. наук РСФСР, 1953. 205 с.
8 Гревс И.М. Из теории и практике «экскурсий» как научного изучения истории в университете. СПб., 1910. [Отд. оттиск из: ЖМНП. Ч.XXVIII. С.21-64]
9 Григорьев В.В. Ботаническая экскурсия зимой // Вестник естественных наук … 1857. Т.IV. №22. 2 ноября. Стб.696-702; №23. 16 ноября. Стб. 712-716.
10 Ежегодник С.-Петербургского восьмиклассного коммерческого училища в Лесном. 1908 год. СПб., 1908. (Паг. 2-я).
11 Записки Крымского горного клуба. Одесса, 1892. Вып. 2.
12 Кайгородов Д.Н. Второй стенной календарь Петербургской весны. СПб., 1894. 4 с.:табл.
13 Колокольцева Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы : реферативный обзор публикаций второй половины XIX -начала XX в. / НИИ культуры. М. : РИО НИИ культуры, 1992. 64 с.
14 Мулдер Г.Я. Современное значение химии : речь, произнесенная при открытии им лаборатории Утрехтского университета // Вестник естественных наук… 1857. Т.IV. №23. 16 ноября. Стб. 775-790.
15 Образовательные поездки в средней школе / Тенишевское училище. Изд.2-е, переработ. и доп. СПб., 1912. СПб. : Тенишев. уч-ще, 1912. [4], 347 с.
16 [Объявление] // Костромские губернские ведомости. 1854. 16января. №3. Ч. неофиц. С. 17.
17 От редакции // Вестник естественных наук, издаваемый Императорским Московским обществом испытателей природы. 1854. Т.I. №1. С.3-4.
18 Охотничья экскурсия // Костромской листок. 1903. .№14. 31 января. С.2.
19 Памяти Дмитрия Никифоровича Кайгородова. Л. : тип. Им. Ивана Федорова, 1925. 37 с.
20 Петров С.А. Памяти Н.А. Холодковского // Экскурсионное дело. 1921. №1. С.133-134.
21 Половцова В.В. Ботанические весенние прогулки в окрестностях Петербурга / В.Н. и В.В. Половцовы. . Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1912 СПб.: т-во «Обществ. Польза», [ценз. 1900].164 с., 3 л. пл. ил. 19
22 Циркуляр попечителя Московского учебного округа об организации экскурсий в природу от 27 марта 1902 г. // Государственный архив Костромской области. Ф. 428. Оп. 1. Д. 3.
23 Школьные экскурсии, их значение и организация / под ред. Б.Е. Райкова. СПб., 1910. (Педагогический ежегодник / СПб. Лесное коммерческое училище. Т.2.). СПб. : тип. Б.М. Вольфа, 1910. VI, 333, 262 с., 13 л. ил., карт. ил. 24
24 Школьные экскурсии, их значение и организация / под ред. Б.Е. Райкова. Изд.2-е, доп. Пг. : гос. изд-во, 1921. 462 с.
25 Школьные экскурсии и школьные музеи [Журнал]. Бендеры, 1913 -1915.