Изучение города в Петроградском экскурсионном институте
(1921-1924)
Создание Петроградского экскурсионного института стало естественным продолжением развития школьного и внешкольного дела в Петербурге еще дореволюционной поры. Не Российское общество туристов, а опыты, которые велись в учебных заведениях северной столицы, положили начало экскурсионистике лет военного коммунизма (1).
С приходом новой власти «Комиссариат народного просвещения, в особенности его Петроградское отделение, в самом начале своей работы уделило большое внимание развитию экскурсионного дела, создав для его организации центральный орган – Экскурсионную секцию и ряд экскурсионных станций»(2). При секции стал издаваться научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело».
Среди множества станций естественно-исторического профиля с 1 января 1920 г. в Аничковом дворце, где разместился Музей города, была открыта Центральная станция гуманитарных экскурсий, а для загородных поездок — опорные гуманитарные пункты при дворцах-музеях в Павловске, Петергофе и Детском селе (3).
Сохранились протоколы заседаний экскурсионной секции Петроградского политпросвета, из которых видно, что уже осенью 1921 г. был создан комитет по организации Петроградского экскурсионного института. Уже на втором заседании, 7 декабря 1920 г. Я.А. Влядих сообщает о том, что получено согласие на работу в гуманитарной комиссии Н. Анциферова, постановили пригласить И.М. Гревса (4).
Первоначальной целью работы института провозглашались «систематизация экскурсионного опыта, … работа, объединяющая работу экскурсионных станций, и … подготовка остро-необходимых практических работников, педагогов-экскурсантов» (5), то есть на первый план выходило решение практических задач. После длительных прений в тексте объяснительной записки получили отражение и задачи исследовательские: «Выставляемое жизнью требование изучить Россию возможно полнее, шире и разностороннее, в возможно более короткий срок, может быть выполнено легче всего путем использования в исследовательских целях правильно поставленных массовых экскурсий… Таким образом, этот метод служит с одной стороны делу науки, с другой вызывает к жизни новые обильные побеги исследовательской рати»(6). В «Положении об экскурсионном институте» говорилось, что это «высшее учено-учебное учреждение, имеющее целью исследование России путём применения экскурсионного метода»(7).
С осени 1921 г. студенты могли обучаться на трёх факультетах, естественно-историческом, экономико-техническом и гуманитарном. Последний из них возглавил И.М. Гревс, который вплотную занялся созданием метода изучения города. Он писал: «Полагая город предметом исторических экскурсий, нельзя ограничиться, как обычно бывает, целью познакомиться лишь с внешней физиономией его… Надобно изучить его биографию, познать его именно как своеобразную коллективную личность, […] Внимание при этом надо направить не только на то, чтобы схватить основной звук души исследуемого города, почуять движущую силу его психики, восстановить фигуру индивидуального его «гения». Необходимо уразуметь процессы, какими эта душа слагалась, на какой почве, из какой цепи влияний и смены обстоятельств, — и к чему, в конце концов, привело город его прошлое (выделено автором – Л.С.)» (8). Город предлагалось изучать «целокупно», используя его памятники как исторический источник, наряду с вещественными и привычными письменными памятниками. Позже этот вектор исследований своего учителя подхватит и подробно разработает Н.П. Анциферов (9).
Эти идеи высказывались И.М. Гревсом и прежде, во многом они стали результатом его поездок в Италию со студентами университета и бестужевками (10). Однако работа в экскурсионном институте потребовала адаптации задач к возможностям более широкой аудитории и предельной локализации задач: «Можно производить изучение по частям, большим районам» — «топографически это легче – меньше усталости[…], и получится «биография Васильевского острова», «Песков» и т.д., которые далеко не будут лишены значения для постройки всего целого»(11).
В отделе рукописей РНБ сохранился автограф И.М. Гревса — разработка экскурсии вдоль реки Фонтанки. «Я назвал такие экскурсии «синтетически-проверочными», пот[ому] что они захватывают (или могут захватить) вест рост города, ведут через эпохи (это — синтез) и потому, что они направляют иначе, чем другие, изучение, те сосредотачивают на изв[естных] площадях (весь город или его часть), эти протягивают по линиям (они проверяют полученное от тех)» (12).
Летом 1924 г. Петроградский экскурсионный институт был официально закрыт.
- Ежегодник С.-Петербургского восьмиклассного коммерческого училища в Лесном. 1908 год. СПб., 1908; Школьные экскурсии, их значение и организация /Под ред. Б.Е. Райкова. СПб., 1910; Гревс, И.М. К теории и практике «экскурсий» как научного изучения истории в университетах. СПб., 1910; Образовательные поездки в средней школе. Изд.2-е, перераб. и доп. СПб., 1912 и др.
- Полянский, И.И. Опыт новой организации экскурсионного дела в школах. Экскурсионная секция и экскурсионные станции // Экскурсионное дело. 1921. №1. С.1.
- Там же, с.17-18.
- СПбГАЛИ. Ф.53. Оп.1. Д.1. Л.2.
- Там же, л.7 об.
- Там же, д. 2. л.1а – 1а об.
- Там же, л. 7 об.
- Гревс, И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921. №1. с.22-23.
- Анциферов, Н. П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1926; Анциферовы, Н. и Т. Книга о городе. Т.1. Город как выразитель сменяющихся культур. Л., 1926; Анциферов, Н. П. «Непостижимый город …» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина /Н.П. Анциферов. СПб., 1991.
- Гревс, И.М. Научные прогулки по историческим центрам Италии. I. Очерки флорентийской культуры. М., 1903; Гревс, И.М. К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах. СПб., 1910.
- Гревс, И.М. Монументальный город…, с.28.
- ОР РНБ. Ф. 1148, И.М. Гревс. №62. Б.д. [1924 – ср.: СПбГАЛИ. Ф.53. Оп.1. Д.10. Л.25.]
Сизинцева Лариса Ивановна
Кандидат культурологии
Костромской музей-заповедник
Ведущий научный сотрудник
156012 Кострома
Пригородная, д.11, кв.4.
Телефон домашний 8 4942 49 20 23
e-mail: sizpost@yandex.ru