«Мысль семейная» на страницах переписки М.Я. Диева с И.М. Снегирёвым.
Мы чаще всего говорим об исследовательской деятельности М.Я. Диева. Между тем семья была для него не просто «тылом», именно там он формировался и как исследователь, и как личность. Собственно, сам он хорошо написал об этом в своей «тетрадке», названной им «Благодетели мои и моего рода», которую опубликовал А.А. Титов еще в конце XIX столетия[1]. Ростовского краеведа впечатлило то, что скромный сельский священник, живущий «в захолустной слободе „Сыпановой,” в нескольких верстах от Нерехты, Костромской губернии, упоминает, между прочим, и о таких исторических лицах, как поэт Жуковский, А. Н. Муравьев, граф Протасов, С. С. Уваров, граф С. Г. Строганов, Евгений Болховитинов и М. П. Погодин»[2]. То есть удивляло то, что жизнь связана с персонами известными и значимыми в общероссийском масштабе. Сегодня, в эпоху постмодерна, все перевернулось: интересным стало именно «домашнее измерение» жизни человека. Развивается микроистория, интересует не закономерность, не общая тенденция, а казус.
Но «мысль семейная» проходит и по страницам писем о. Михаила, и об этом можно говорить отдельно. Казалось бы, совсем не подходит для этого переписка о. Михаила с профессором Московского университета И.М. Ивану Михайловичу Снегиревым. Между тем, наряду с сообщением местных обычаев, пословиц и поговорок, рассказов о книгах чужих и трудах собственных, уже в третьем из писем от 1 августа 1830 года он просит опубликовать в «Московских ведомостях» письмо своего дяди. Архимандрита Платона (Агриколянского) с прибавлением слов: «ему одолжен я своим воспитанием и не знаю чем более изъявить ему всегдашнюю мою признательность»[3]. В пятом письме от 2 ноября 1830 г. нерехтчанин благодарит своего корреспондента за публикацию дядюшкиного письма.
Рукопись об истории Галича М.Я. Диев отправляет в ОИДР через Ю.Н. Бартенева: «Имевши счастье видеть многократно опыт вашего великодушного покровительства мне, осмеливаюсь открыться, что небогатое мое состояние, стесненное семейством из шести лиц, не дозволяет мне льститься сие сочинение сделать известным собственно от моего лица, на что без сомнения потребна большая сумма. По если благоугодно почтеннейшему Обществу, касательно сего, удостоить внимания, то я могу доставить, не стесняя мое семейство, 500 р. в пособие. Краснеюсь вызваться малым пособием в такое дело, которое, полагаю, очень дорого, ибо я не знаю, чего стоит напечатать один лист и сколько из сего сочинения выйдет таких листов» (письмо 5 от 2 ноября 1830 г.).
В следующем письме от 10 ноября 1830 г. он просит покровителя о помощи брату, священнику Владимиру Актову, обойденному менее достойным, но любимым штатным смотрителем за безответность кандидатом. В восьмом письме он просит Снегирёва прислать для брата экземпляр жизнеописания митрополита Платона.
Вместе с тем, бывая в Москве, о. Михаил видался с членами семьи Снегиревых, и это позволило ему не только рассказывать о перипетиях своего вынужденного переселения в Сыпаново, но и передавать поклоны: «Доколе строится дом, живу с семейством в Нерехте откуда каждый день с зарею утреннею отправляюсь в Сыпаново, из коего с вечернею зарею опять возвращаюсь в Нерехту. Почтеннейшей матушке вашей Параскеве Петровне и супруге вашей Анне Андреевне свидетельствую моё и попадьи моей усерднейшее почитание. Любезнейшему сыну вашему желаю возрастать к вашему удовольствию!» (письмо 17 от 24 сентября 1832 г.).
Рассказывая о том, как «начудесила» в Нерехте холера, Диев пишет и о болезни своей супруги: она (т.е. холера) «два раза посещала попадью мою, но при помощи Божьей припадки были не продолжительны. В обоих случаях помогали баня и натирание живота винным спиртом, настоенным нашатырем, камфорою, скипидаром и стручковым перцем. Простое дикарство, но многих спасло от смерти; ибо от сего натирания, учинившееся воспаление в животе, заставляет молчать холерические припадки и болезнь проходит» (письмо 12 от 14 ноября 1831 г.). В последующих письмах не раз упоминает о. Михаил о нездоровье своего многочисленного семейства : «Болезни, коими страдает семейство мое, в числе их и я в нашей стороне (свирепствуют головные боли с насморками) до сего времени отклонили приятнейшую обязанность ответить на почтенное письмо ваше от 22 декабря» (письмо 20).
Не только горестями, но и семейными радостями делился о. Михаил со своим ученым покровителем: «в недосугах едва ли написал я вам о том, что и меня Господь в ноябре 1831 г. благословил дочерью Екатериною и быть отцем пятерых детей» (письмо 21 от 5 мая 1833 г.). Однако радовались недолго: «Богу угодно было и меня с семейством посетить болезнями: в июне и шли у нас свирепствовали рвота с поносом и боль в ложке; это, кажется, был отголосок холеры, которая, видно, оставила свои следы в воздухе. Я и семейные мои страдали ими несколько недель; также как и у вас, девятимесячная малютка искупила нас (12 Июля), как очистительная жертва Богу. С сыновнею преданности покоримся его святой и всеблагой воле, которая бедствиями очищает нас, как золото очищается огнем» (письмо 22 от 8 сентября 1833 г).
Вскоре оба семейства снова радовались: «С сердечным удовольствием имею честь поздравить вас с новорожденным сыном Сергеем, который молитвами соименника его чудотворца Радонежского да возрастет к утешению вашему и славе фамилии Снегиревых! В том же Июне Господь и меня благословил дочерью Павлою и быть отцом живых пятерых детей, из коих старший сын в сем месяце поступил в приходское училище» (письмо 25 от 21 сентября 1834 г).
Вскоре в сыпановский дом Диевых нагрянула еще большая беда: «Простите великодушно, что после получения вашего письма столь долго не отвечал я; перо невольно вываливалось из рук моих, — писал о. Михаил в письме от 8 января 1937 г. — Господу угодно было, чтобы конец 1836 года, спокойно мною прожитого, навсегда остался для меня памятным по несчастиям постигнувших семейство мое. С 11 декабря все пятеро детей моих в продолжение дней отчаянно слегли в постель; сначала я полагал, что корь заглянула в приют мой: по совету со врачом так и лечить начали, но это-то, кажется, и погубило их. Сначала семилетний сын, потом семнадцатилетняя, и наконец двух годов дочь на двух неделях учинились жертвою лютой смерти. При первом ударе слезы лились рекою, но при тех двух не пролил я ни одной слезы, за то душевная скорбь не менее была тягостна, как и при первой потере, где слезы по-видимому несколько облегчали душу. Остальные два сына почти выздоровели, только у среднего оказалась за ухом инфламмация, которая хотя опала, но материя все еще выходит. В сем посещении единственным утешением нашел я веру и упование на Бога и это то спасло меня; чтобы при таких сокрушениях не пасть и самому, слабый молитвою, я принялся писать житие Российских святых. […]Извините, в горе забыл поздравить вас с начатием нового года: дай Бог, чтобы Господь устроил оный вам и мне во благое» (письмо 33).
И.М. Снегирев пытался утешить несчастных. Его письмо не сохранилось, об этом узнаём из ответа М.Я. Диева от 5 марта 1837 года: «Почтенное письмо ваше, писанное в день Утоления печали, заступницы христиан, истинно утешило меня; покорнейше благодарю за ваше искреннейшее участи в печали моей и чувствования ваши, кои много содействовали успокоить сердце мое увлеченное малодушием по неожиданным несчастиям. Простите великодушно, что долго я не отвечал на обязательное письмо ваше; причина та же, что и прежде: жена моя после тягостной беременности разрешилась сыном, но после родов две недели лежала в постели и теперь несколько поправляется» (письмо 34).
Заботы о детях сменялись печалями об утрате родителей: «Почтенное ваше письмо от 3 сентября растрогало меня до слез, особенно касательно кончины матушки вашей, почтеннейшей Параскевы Петровны, моей благодетельницы. В домашних несчастиях я сроднился с вами: так же как и вы я лишился своего родителя на 82 году его жизни, а шестидесятом священства, тихо отошедшего к Господу после двенадцатидневной болезни. Тихая и истинно праведническая кончина вашей матушки подает несомненную веру, что она приселилась вечности для того, чтобы пред престолом Всевышнего ходатайствовать о вас с тою любовью, с какою она разделяла с вами здесь на земле благоденствие ваше» (письмо 38 от 18 сентября 1838 г.).
Постепенно и к авторам писем подкрадывалась старость. В письме от 20 декабря 1845 г. «Теперь меня занимает поверка Каталога епархиальных архиереев. Но охота страшная, а участь горькая, слабею зрением, другой год вооружаюсь очками, по этому пишу менее, чем прежде, особенно затрудняюсь перепискою набело» (письмо 46).
Писать становилось все труднее: «Не по один раз принимался я за перо писать к вам, но по суете оставлял письмо откладывая до другого времени, между тем протекли не месяцы, а годы. Усерднейшая признательность к приязни и благодеяниям вашим была постоянным во мне чувством. Прилипни язык мой к гортани моему, аще забуду тебе, Иерусалиме!». И в том же письме, помеченном 10 октября 1855 г.: «О себе не хочу вас не ведати: здоровье мое слава Богу! только чрезвычайно страдаю болью в пояснице, слабею зрением но пока помогают очки. Доколе перо не вывалилось из рук, хочется кончить продолжаемые три мои сочинения: Продолжение словаря писателей духовного чина, — оное конечно вчерне; Историю Костромской епархии и поверку Иерархических Каталогов с летописями». О. Михаил строил планы оставить преподавательскую деятельность: «Остается полтора года окончить мне вторую службу при училище. Если Бог потерпит грехам моим, тогда свободнее мне будет заняться Иерархич[ескую] историею. Впрочем думы за горами, а смерть за плечами!» (письмо 47).
Сыновья в обоих семьях возрастали, становились помощниками: «все четыре мои сына живут со мною, — писал о. Михаил И.М. Снегирёву.- Павел и Александр, чинами губерн[ские] секретари, служат столоначальниками в Нерехотском земском суде; Василий любитель древностей, особенно рукописей, определяется в уездный; туда хочется нынешнею весною определить и Якова. Мое правило, не знаю, хорошо ли оно, сохранить в молодые пылкие лета чистоту нравов, отклоняя от дальней суеты мира и я, слава Богу, осчастливлен в этом отношении. Дочерей нет. Старший сын женат, имеет дочь Юлию 3 лет и Михаила полугода. С сыновьями хожу я в училище, а они в суды. Сыпаново от Нерехты ровно в 2 верстах. Попадья временем страдает от сгущения крови, по этому часто ездит то в Ярославль, то в Кострому за покупками. Все они вместе со мною усерднейше вам и всему благодатному семейству вашему челом бьют. Никак не забыть мне тезку, 5 июля 1832 г. при первом свидании моем с вами с рук блаженной памяти Параскевы Петровны бросился на мой, и вы тогда сказали: “он к посторонним никому на руки не ходит; кого любить отец того и сын”. Душевно желаю, чтобы Михаила Иванович утешал вас, как меня мои. С истинным почтением и искреннейшею преданностью имею честь на всегда быть вашим покорнейшим слугою и богомольцем Михаил Диев. 23 января 1857 г.» (письмо 48).
Последнее из сохранившихся и опубликованных А.А. Титовым писем датировано 17 марта 1857 г. 10 августа 1865 г. последовал от имени М.Я. Диева рапорт на имя преосвященного Платона, епископа Костромского и Галичского. В нем сообщалось, что ученый священник «после бывшего в марте месяце апоплексического удара, страдает параличом: правой рукой не владеет, без посторонней помощи встать с места не может; память в соображение также повреждены, и потому должности священника исполнять не в состоянии».
[1] Диев М.Я. Благодетели мои и моего рода // Русский архив. 1891. Кн. 2. С.66-84.
[2] Там же, с. 61.
[3] А.А. Титов. Биографический очерк Протоирея Михаила Диева с приложением его писем к Ивану Михайловичу Снегиреву (1830 – 1857) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М. : университетская тип., 1887. Кн.1. Отдел 1.С.1-116. [Отдельный оттиск]. Далее отсылски к этому изданию в тексте.