Сизинцева, Л.И. Туристско-рекреационный потенциал Костромской области : метод. указания

Л.И. Сизинцева. – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 22 с.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические указания

В методическом пособии представлены рекомендации студентам, выполняющим курсовую работу по исследованию туристско-рекреационного потенциала одного из районов Костромской области. Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм», 100400 «Туризм».

Рецензент: заведующий историческим отделом Костромского музея-заповедника Р.Ю. Мальцев

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

© Костромской государственный технологический университет, 201

Введение

Пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм» и 100400 «Туризм». Дисциплина «Туристско-рекреационный потенциал Костромской области» призвана заложить основы профессионального самоопределения студента и подготовить его к исследовательской деятельности, обслуживающей изучение туристско-рекреационного потенциала территорий.   Для этого необходимо выработать у студента умение работать с регионоведческой и краеведческой информацией, добиться овладения методами комплексного анализа территорий. Написание курсовой работы должно помочь студентам овладеть навыками работы с информацией, научить восстанавливать логику формирования  современной  природной, политической, экономической   и культурной ситуации  в различных районах Костромской области.

Пособие включает шесть глав и четыре приложения. В первой главе сформулированы цели и задачи работы, во второй – её структура, в третьей – порядок выполнения работы. Четвертая глава пособия содержит требования к оформлению, пятая – критерии оценки работы.

Знания, навыки и умения, полученные при выполнении курсовой работы, должны  помочь  при разработке туров и экскурсионных маршрутов по Костромской области.

 

 

1. Цели и задачи курсовой работы

 

Цель курса – подготовить студентов, будущих работников туристской индустрии, к самостоятельному выявлению и исследованию объектов туристского интереса на территории Костромской области. Цель написания работы как учебного задания   – научить  оперативному поиску, критике, анализу, осмыслению информации о территории (туробъекте) в соответствии с целями и задачами туризма и экскурсионного дела.

Студент, выполняя работу,  должен получить представление о многообразии связей природных и антропогенных факторов развития региона, приведших к формированию черт его своеобразия.

В результате студенты должны знать:

  • различные подходы к анализу территории применительно к целям и задачам туризма;
  • важнейшую географическую номенклатуру Костромской области, ее природные характеристики;
  • административное районирование в различные периоды развития территории;
  • главные события, повлиявшие на формирование черт своеобразия региона;
  • имена наиболее известных деятелей, повлиявших на жизнь региона в разные периоды его развития.

Студент должен уметь:

  • выявлять, анализировать, систематизировать и осмыслять информацию;
  • проводить комплексный анализ территории с целью выявления специфики туробъекта в соответствии с целями и задачами туризма и экскурсионного дела;
  • излагать материал в соответствии с нормами научного текста;
  • применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, учитывать разнообразные туристские ожидания.

В соответствии с алгоритмом работы эти задачи реализуются постепенно.

На этапе сбора информации необходимо использовать большинство из возможных направлений поиска:

а) справочники (энциклопедиями, библиографическими и другими указателями),

б) пристатейную и прикнижную библиографию,

в) учебную литературу,

г) научную литературу,

д) краеведческие исследования,

е) периодику,

ж) интернет-ресурсы.

  • научиться оформлять библиографическое описание изданий в соответствии с действующими государственными стандартами;
  • овладеть навыком грамотного оформления выписок, что позволит позже сослаться на источник информации при написании текста;
  • освоить способы систематизации информации в соответствии с поставленной целью;
  • овладеть основными приемами критики информации.

На этапе осмысления необходимо научиться применению комплексного анализа территории, который позволяет преодолеть отраслевой подход за счет выявления взаимозависимости между различными факторами, составляющими особенности региона (туробъекта) – природными, этническими, историческими, культурными и др.

 

На этапе представления материала необходимо проявить умения:

  • излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично);
  • демонстрировать навык анализа материала, представляя ход размышлений и путь к полученным выводам;
  • подчинять набранный материал решению поставленных задач и в конечном счете достижению цели, которая в данных работах всегда состоит в выявлении своеобразия территории (туробъекта);
  • правильно делать отсылки к источнику информации, что позволяет проверить ее достоверность и продолжить работу с ней на последующих этапах;
  • самостоятельно делать выводы (плагиат не оценивается, компилятивная работа не получит оценки выше, чем «удовл.»), решать поставленные задачи и достигать поставленную цель.

 

 

 

2 Структура и содержание курсовой работы

 

Введение

 

Во введении обосновывается актуальность темы, цель работы и задачи, которые предстоит решить для её достижения. Здесь же определяются хронологические (от заселения до современности) и топографические (территория в границах ныне существующего района) рамки исследования. Особую сложность представляет установление степени изученности территории,  оно требует умения выявить и проанализировать различные источники информации, в которых содержатся сведения о прошлом и настоящем края.

 

  1. Географический, природно-климатический потенциал

 

Глава должна открываться ретроспективным обзором административно-территориальных единиц, в состав которых входила территория района с XIII века до появления района в его современных границах.

 

  • Географическое положение

 

В этом разделе необходимо определить место расположения района на карте области, перечислить граничащие с ним территории. Надо указать  площадь района, количество населения и рассчитать его плотность.

 

  • Ландшафт

 

При помощи географического атласа области, справочников и материалов сети Интернет надо описать общий характер местности, рельеф, почвы, воды, климат, основные типы природных сообществ. Если ландшафт района неоднороден, то необходимо определить его структуру, характер основных частей (фаций). В случае, если заметны следы воздействия человека на ландшафт района, здесь следует отметить результат этого воздействия, а описать процесс влияния человека на природную среду необходимо в разделе второй главы, соответствующем периоду времени воздействия.

 

  • Флора и фауна

 

В разделе следует избегать перечислений основных представителей растительного и животного мира, важнее отметить наиболее характерные и редкие с точки зрения их использования человеком в разные периоды времени его проживания на данной территории, а также перспективные для развития туристско-рекреационного потенциала.

 

  • Особо охраняемые природные территории

 

Здесь необходимо, используя достоверную информацию, рассмотреть экологическую ситуацию в районе и природоохранные мероприятия. Как и во всём тексте работы, следует избегать перечислений. Важно осмыслить нахождение ООПТ в различных частях района, выявить закономерности, сопоставить с традициями их использования человеком, наметить перспективы их использования в качестве туристско-рекреационного потенциала.

 

  1. Историко-культурный потенциал

 

Данная глава работы должна привести к выявлению условий интеграции человека в природную среду, способов освоения природных ресурсов и осмыслению связанного с этим процессом создания культурного ландшафта. Выводы в каждом из разделов главы должны быть обозначены черты своеобразия этого периода в жизни региона и признаки неповторимости самой жизни людей на этой территории, сформировавшиеся в данный период времени.

Имена людей, связанных с жизнью территории в каждый период времени, события, географические объекты с краткой характеристикой и ссылкой на источники информации необходимо поместить в соответствующие приложения, а в тексте работы отметить связанные с ними события, процессы и тенденции, характерные именно для жизни данного региона. Отметьте изменения в административно-территориальном подчинении территории, появление и изменение доминирующих функций поселений.  Старайтесь выявить процессы становления местных традиций в освоении природных ресурсов, этническую, конфессиональную  и др. особенности населения.

 

  • От заселения до XVI века

 

Используя материалы археологической карты Костромской области, книги по археологии и ранней истории, определите время и тенденции в освоении людьми территории района. Отметьте, какие населённые пункты (города, посады, крепости, селения, монастыри) появились на данной территории в указанный период времени, с какими людьми связано их основание и развитие. Обратите внимание на отнесение земли к опричнине или земщине, проследите судьбы землевладельцев, их связь с территорией района (наличие или отсутствие усадеб).

 

  • 1600–1796 гг.

 

В этом разделе важно обратить внимание на судьбы территории в период Смутного времени и последующего восстановления, в эпоху реформ Петра I. Затронул ли территорию церковный раскол? Особое внимание надо обратить на то, в какой уезд Костромской губернии вошла территория района, какие волости здесь были образованы. Выясните судьбу монастырей, если таковые существовали на территории, в ходе монастырской реформы Екатерины II (1764). Вторая половина XVIII в. время основания многих дворянских усадеб. Какие из них находились на территории района, что известно об их владельцах, какую роль в жизни страны и губернии они играли. Как развивались города, если они были на изучаемой территории, как менялись их статус и планировка, органы управления и самоуправления, чем занималось население. Какие памятники архитектуры относятся к этому периоду времени, какие процессы привели к их созданию, какие люди этому способствовали.

 

  • 1797 –1861 гг.

 

При наличии усадеб важно рассмотреть, как развивалось в этот период усадебное строительство, как был организован быт сельских и городских сословий. Помните об экономической и культурной неоднородности представителей одного сословия, попытайтесь, найдя источники личного происхождения, проследить различия между сословиями и внутри одного сословия. Опираясь на труды военных статистиков, постарайтесь установить особенности социального, сословного, конфессионального, профессионального состава населения изучаемой территории. Рассмотрите особенности занятий городского и сельского населения. Обратите внимание на динамику развития городов, усадеб, крупных поселений, монастырей. Установите, какие черты своеобразия края сформировались в данный период времени.

 

  • 1861–1917 гг.

 

Эпоха реформ Александра II оставила след в жизни всех слоёв населения. Рассмотрите, как это отразилось на процессах, протекавших в крае, как изменились (или, напротив, не изменились) занятия населения, быт и представления жителей. Реформы местного самоуправления коснулись жизни городов и селений, — какую роль в жизни территории играло местное земство? Как изменялась в течение времени сеть медицинских и образовательных учреждений, кто персонально влиял на эти процессы? Коснулось ли жизни края кооперативное движение, характерное для этого периода времени?

При наличии городов, монастырей, крупных поселений, постарайтесь рассмотреть изменения в их обустройстве, управлении, деятельности, обиходе. Что отличало развитие этой территории от остальных? Какие изменения  претерпели сложившиеся в предшествующие периоды традиции в жизни населения?

 

  • 1917–2000 гг.

 

Революционные события 1917-18 гг. по-разному повлияли на жизнь регионов России, однако очень трудно найти объективную информацию об этих изменениях, поскольку историография советского периода интерпретировала их односторонне.  Здесь можно обратиться к изданиям постсоветского времени, к источникам личного происхождения, в том числе устным воспоминаниям очевидцев. Не надо повторять то, что известно из истории страны, необходимо рассмотреть особенности в жизни данного района как изменялась в течение периода его административная принадлежность, какие есть местные свидетельства о том, как общие для всей страны процессы протекали в крае.

 

  • Современное состояние района

 

 

Обращаясь к электронным и традиционным изданиям, необходимо проанализировать демографическую, экономическую, культурную ситуацию в районе.

 

  1. Туристская инфраструктура

 

В главе необходимо рассмотреть то, что уже сейчас может помочь развитию туризма на территории района.

 

  • Информационный ресурс

 

Надо проанализировать, как сегодня представлен район в современной литературе (насколько она доступна), в периодической печати и в сети Интернет, какие стороны жизни отражены, какие не представлены вовсе.  Используя элементы контент-анализа, попытайтесь описать имидж района, по возможности – самосознание и самооценку его жителей.

 

  • Дороги, транспорт, связь

 

В разделе необходимо описать наличие и, по возможности, состояние водных, автомобильных и железных дорог, график движения транспорта, оценить доступность региона для путешественников.

  • Средства размещения

 

На основании рекламных и информационных ресурсов опишите, какие возможности для размещения предлагаются на территории района.

 

  • Предприятия общественного питания

 

На основании рекламных и информационных ресурсов опишите, какие возможности для питания предлагаются на территории района.

 

  • Турфирмы

 

Установите, есть ли на территории района организации или учреждения, занимающиеся или, по крайней мере, заинтересованные в развитии въездного туризма.

 

  • Музеи

 

Музеи традиционно являются центрами репрезентации региона. Есть ли на территории района музеи? Определите их профиль, оцените их возможности с точки зрения использования в туристских целях.

 

  • Сфера досуга. Фольклорные коллективы

 

Определите, какие возможности для проведения досуга имеются на территории района, представляют ли они местную традицию?

 

Заключение

Рекомендуется каждую из глав заканчивать выводом, в котором необходимо отразить черты своеобразия региона, сформированные в определённый  период времени в соответствии с содержанием главы. В заключении выводы суммируются, в результате чего должен получиться портрет территории района со всеми особенностями его природы, истории, культуры, с его «лица необщим выраженьем».

 

  1. Список литературы

 

Его необходимо оформлять в соответствии с действующими стандартами. Можно выбрать принцип организации библиографических записей по алфавиту, но более предпочтительно в хронологическом порядке, от боле ранних изданий – к более поздним, это позволяет проследить историографию вопроса.

 

4.1. Законодательные акты

4.2. Книги

4.3. Статьи

4.5. Материалы сети Интернет

 

  1. Приложения

 

Приложения представляют собой базу данных, информация в которых систематизирована по формальным признакам (по алфавиту – 5.1, 5.2 или хронологии  – 5.3). Записи необходимо снабжать ссылками на источник информации.

 

 

 

5.1. Географические объекты

5.2. Люди

5.3. События

5.4. Карты

 

 

3. Порядок выполнения работы

 

  • . Работу рекомендуется начинать с общего знакомства с избранным районом. Для этого необходимы:
  • поиск информации о районе в справочной литературе (энциклопедии на бумажных носителях, электронные справочники, материалы сети Интернет);
  • выяснение административного статуса территории района в разные периоды времени. Для этого можно использовать путеводители по фондам Государственного архива Костромской области (ГАКО), Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), книгу Д.Ф. Белорукова «Деревни, села и города Костромской области», каталог «Памятники архитектуры Костромской области» и др. (см. список рекомендуемой литературы);
  • сравнительное изучение карт области, губернии и уездов за разные периоды времени (предоставляются электронные версии), это дает возможность впоследствии работать с картограммами из книг и атласов;
  • выявление основной географической номенклатуры (названия рек, озер, населенных пунктов и т.д.) и имен землевладельцев, лиц, связанных своей жизнью и деятельностью с территорией района;
  • составление библиографического списка на основе указателей, прикнижной и пристатейной библиографии, каталогов и картотек областной научной библиотеки.

На этом этапе работы надо помнить, что любую найденную информацию необходимо документировать, указывая на ксерокопии, в выписке, копии электронного документа все данные, необходимые в соответствии с действующим государственным стандартом для последующей ссылки на источник информации, включая (что особенно важно для бумажных изданий) номер страницы.

Результатом этой работы должны стать словники (списки топонимов, людей, событий, организованные по формальным признакам и размещённые в приложениях 5.1 – 5.3 обязательно со сносками) и общее представление о том, что «общеизвестно», то есть является образом района в информационном пространстве. Сноски в работе и в приложениях надо делать сразу при размещении информации, а отнюдь не после написания работы.

Необходимо сразу создать электронную схему документа, выделяя заголовки соответствующим стилем. Поставив галочку у значка «схема документа» (в Office 7 и следующих – в рубрике «Вид»), слева получим поле схемы с заголовками. Кликнув на любой из них, можно оказаться в нужном разделе и разместить там информацию.

В то же время можно начать заполнять раздел 3.1 – Информационный ресурс. Он должен открываться образом территории, который складывается при первом поверхностном подходе.

 

3.2. На втором этапе исследователь идет вглубь информационного поля.

Необходимо «отработать» включенную в библиографический список литературу, посвященную специально району или уезду, в который он входил в XVIII – нач. XX вв., найти информацию о них в трудах, посвященных Костромской губернии и области в целом,  обращая внимание на общие для городов, уездов или районов таблицы, дающие возможность сравнивать разные территории.

Одновременно  по словникам, собранным в приложениях, надо поискать более подробную информацию о природных объектах, населенных пунктах, храмах и монастырях, о людях и событиях, связанных с этой территорией.

Для этого потребуется привлечение специальных отраслевых и тематических справочников, таких как, например, «Православная энциклопедия»; указателей, например, под редакцией П.А. Зайончковского; обобщающих научных работ – «Археология Костромского края» и других (см. список рекомендуемой литературы). В то же время при помощи картотек областной научной библиотеки можно искать статьи в местной периодике.

На этом этапе необходимо выбирать наиболее авторитетные специализированные издания, учитывая и оценивая различные версии (см., например, дискуссию о времени основания Судиславля), при этом следует избегать использования беллетристики и журналистики, склонных к вымыслу и мистификации. Для оценки достоверности информации надо обращать внимание на занятия и опыт, на репутацию авторов, применение ссылок на источники и литературу, уровень оригинальности использованных источников, грамотность в их употреблении, наличие и обоснованность аргументации и т.д.

Полученную информацию можно оформлять в виде конспектов и выписок, в том числе в электронном виде, что значительно упрощает дальнейшую работу. В электронной версии необходимо уже в выписках делать концевые сноски, которые автоматически могут быть перенесены в работу.

На этом этапе информация обрабатывается (реферируется, конспектируется, осмысляется, подвергается критике), систематизируется (можно частично в виде выписок размещать её в рабочем файле) и дает возможность переходить к следующему этапу.

3.3.  На этапе интерпретации необходимо научиться использовать приемы комплексного анализа территории, которые позволяют преодолеть отраслевой подход за счет выявления взаимозависимости между различными факторами, составляющими особенности региона (туробъекта), – природными, этническими, историческими, культурными и др. Метод основан на идеографическом подходе, который делает акцент не на выявлении общих закономерностей, а на стремлении увидеть неповторимое. Используется системный анализ, позволяющий рассмотреть целое как структуру, развитие которой обусловлено внешними связями, а также сравнительный анализ, отслеживающий общие черты и выявляющий различия.

Прослеживая причинно-следственные связи, в работе необходимо продемонстрировать всю цепь умозаключений: от исходной информации – через аргументы и контраргументы – к конечным выводам. Читатель должен быть ознакомлен с подробным ходом рассуждений автора.

Самое главное – не переносить чужие мысли, выдавая их за собственный текст, критически относиться и к своему, и к  чужому мнению,  не навязывать материалу заранее придуманную концепцию. Эмоции («Хороши вечера на Унже!», «Мы любим свой район!») не являются аргументом в работе.

 

3.4. На этапе представления материала в устной форме на семинаре или коллоквиуме необходимо продемонстрировать:

  • умение излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично, без использования личных местоимений);
  • навык анализа материала,
  • ход размышлений и путь к полученным выводам;
  • умение подчинить набранный материал решению поставленных задач и в конечном счете достижению цели, которая в данных работах всегда состоит в выявлении своеобразия территории (туробъекта);
  • грамотность в отсылке к источнику информации, что позволит проверить ее достоверность и продолжить работу с ней на последующих этапах.

Для представления работы отводится 12 минут, после чего следуют вопросы и обсуждение. При наличии в аудитории компьютера и проектора можно использовать электронные презентации.

 

  • Проявить уважительное отношение к предшественникам – цитировать можно, злоупотреблять этим нельзя, и всякий раз надо ссылаться на того, чьи слова звучат: «…по словам М.Я. Диева, …».
  • Уметь услышать собеседника, даже если с ним не согласен.
  • Записать возражения и подсказки, – когда волнение пройдет, их можно будет еще раз обдумать и использовать.

3.5. Оформление письменного варианта текста контролируется неоднократно перед промежуточными аттестациями, перед зачетом/экзаменом. Промежуточные варианты работы представляются для проверки в электронной версии по электронной почте или через аудиторный компьютер. Без сносок работы не рассматриваются. Ссылаться можно лишь на тот источник информации, с которым работал сам. Если в чужом тексте дана сноска на недоступный источник (архивные дела, недоступное издание, закрытый сайт), используется формула «Цит. по: ….». Текст выводится на бумаге после того, как работа получит положительную оценку, и сдается на хранение на кафедру.

 

 

4. Требования к оформлению курсовой работы

 

4.1.  Электронная версия

  • формат rtf, doc или docx;
  • название файла должно содержать номер группы и фамилию автора, например: 10-1, Иванов И.;
  • ориентация текста по ширине листа;
  • гарнитура Times New Roman;,
  • кегль 14;
  • интервал полуторный;
  • цвет черный;
  • сноски автоматические концевые;
  • обязательна электронная схема документа;
  • текст не должен быть заключен в рамки;
  • иллюстрации не предусмотрены, графический материал (карты, планы, схемы, фотографии) может быть помещен в приложении в окончательном варианте.

 

 

4.2 Окончательный вариант

 

Вариант, получивший окончательную оценку, должен представляться на бумажном носителе. Размеры работы не регламентированы, они зависят от поставленной задачи и умения студента лаконично излагать ход размышлений.

Требования к печатному тексту

  • Белая бумага формата А4.
  • Текст выводится на одной стороне листа.
  • Размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм.
  • Все листы текстовой части работы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, однако номер страницы на нём не ставится. Номер страницы проставляют в верхней правой части листа.
  • Работа должна быть сброшюрована (подшита) в скоросшивателе и подписана студентом и преподавателем.

 

 

5. Критерии оценки курсовой работы

 

Оценка работы предполагает учет работы студента на всех этапах подготовки курсовой работы, которые включают в себя сбор и анализ информации, её осмысление, устное представление работы на семинаре или коллоквиуме, письменный вариант текста (приложение 4).

 

 

6. Список рекомендуемой литературы

 

  1. Археология Костромского края / С.И. Алексеев, К.И. Комаров, А.Е. Леонтьев, [и др.] ; под ред. А.Е. Леонтьева ; Ком. по делам культуры и искусства администрации Костром. обл.; ГНПЦ по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия. – Кострома, 1997.
  2. Архитектура и градостроительство Костромской земли: библиографический указатель / сост. Л.С. Зубарева. – Вып. 1-2. – Кострома, 2000 – 2005.
  3. Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края : Материалы для истории / Д.Ф. Белоруков ; Костромской фонд культуры. – Кострома, 2000.
  4. Военно-статистическое обозрение Российской империи, издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба. – Т. IV. Ч. 3. Костромская губерния / [Сост. Воронцов-Вельяминов]. – СПб. : тип. Департамента Генерального Штаба, 1848. (Есть электронная версия).
  5. Вознесенский Е. П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего Императорского Дома Романовых, в пределах Костромской губернии, в XVII, XVIII и текущем столетиях / Е.П. Вознесенский. – Кострома : тип. Андроникова, 1859.
  6. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово: Очерки, исследования-эссе, народные рассказы / Н.С. Ганцовская. – Кострома, 2003.
  7. Городские округа и муниципальные районы Костромской области : статистический сборник / ФСГС; ТОФС госстатистики по Костром. обл. – Кострома, 2008.
  8. Григоров А.А. Из истории Костромского дворянства / А.А. Григоров. – Кострома, 1993.
  9. Исторические города и села Костромской области / Т.В. Йенсен, И.Ю. Кондратьева [и др.] ; Департамент культурн. наследия, культуры и туризма Костром. обл. – Кострома, 2004.
  10. Исторические города и села Костромской области : «бывшие города» / Т.В. Йенсен, И.Ю. Кондратьева ; Департамент культурн. наследия, культуры и туризма Костром. обл. – Кострома, 2006.
  11. Костромская область – 60 лет : энциклопедический сборник / отв. ред. И. Рогов. – Кострома, 2004.
  12. Костромская область. 65 лет : стат. сб. / Росстат; Костромастат. – Кострома : Костромаиздат, 2009.
  13. Костромская усадьба / Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы» ; Ком. по охране и использованию ист.-культурн. наследия администрации Костромской области. – Кострома : Линия-График, 2005.
  14. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга / [И.В.Баженов]. – Кострома, 1911.
  15. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. – Т.  XXIX : Костромская губерния / [Я. Крживоблоцкий]. – СПб.: тип. Н. Тиблена, 1861. (Есть электронная версия)
  16. Памятники архитектуры Костромской области: каталог/ И.Ю. Кондратьева, Г.К. Смирнов, Е.Г. Щеболева [и др.] ; Ком. по делам культуры и искусства администрации Костром. обл.; ГНПЦ по сохранению, реставрации и использованию ист.-культурн. наследия.–  Вып. 1-11.  – Кострома, 1996-2009.
  17. Сапрыгина Е. Стражи времени / Е. Сапрыгина. – Кострома : Промдизайн-М, 2005.
  18. Старинные волости и станы в Костромской стороне : материалы для историко-географического словаря Костромской губернии / предисл. А.А. Титова. – [М. : б.и., 1909].
  19. Упраздненные монастыри Костромской епархии. – [Б.м. б.и., 1909].
  20. Энциклопедический словарь Костромского края. Административно-территориальное устройство / под ред. А.М. Елизаров. – Кострома : Губернский дом, 2000.

 

Периодические и продолжающиеся издания

 

  1. Губернский дом : историко-краеведческий, культурно-просветительский, научно-популярный журнал (Кострома).. — №№1 – 88. – 1992 – 2009.
  2. Костромская земля : Краевед. альм. / Костромской фонд культуры. – Вып.1 – 6. – Кострома, 1990- 2007.
  3. Костромская старина / КГУАК. – Вып. 1 – 7. – Кострома, 1890 – 1911.
  4. Костромская старина : Историко-краеведческий журнал / Гос. архив Костромск. обл. — №№1 – 21. – 1991 – -2008.
  5. Материалы для статистики Костромской губернии / Губ. стат. комитет; под ред. В.Г. Пирогова. – Вып. 1 – 9. – Кострома, 1870 – 1891.
  6. Страницы времен : историко-краеведческий журнал (Кострома). – 2009 – …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тематика курсовых работ по дисциплине

 

 

Туристско-рекреационный потенциал Антроповского района

Туристско-рекреационный потенциал Буйского района

Туристско-рекреационный потенциал Вохомского района

Туристско-рекреационный потенциал Галичского района

Туристско-рекреационный потенциал Кадыйского района

Туристско-рекреационный потенциал Кологривского района

Туристско-рекреационный потенциал Костромского района

Туристско-рекреационный потенциал Красносельского района

Туристско-рекреационный потенциал Макарьевского района

Туристско-рекреационный потенциал Мантуровского района

Туристско-рекреационный потенциал Межевского района

Туристско-рекреационный потенциал Нейского района

Туристско-рекреационный потенциал Нерехтского района

Туристско-рекреационный потенциал Октябрьского района

Туристско-рекреационный потенциал Островского района

Туристско-рекреационный потенциал Павинского района

Туристско-рекреационный потенциал Парфеньевского района

Туристско-рекреационный потенциал Поназыревского района

Туристско-рекреационный потенциал Пыщугского района

Туристско-рекреационный потенциал Солигаличского района

Туристско-рекреационный потенциал Судиславского района

Туристско-рекреационный потенциал Сусанинского района

Туристско-рекреационный потенциал Чухломского района

Туристско-рекреационный потенциал Шарьинского района

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный технологический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Туристско-рекреационный потенциал …. района

 

 

Исполнитель:…., студент/ка 2-го  курса  гуманитарного факультета группы ……

Научный руководитель: ……………….

 

 

 

 

Кострома 20…

Приложение 3. Примеры библиографического описания

 

Законодательный акт

Постановление  Главы администрации Костромской области от 19.01.2000 N 18 «Об утверждении программы «Устойчивое развитие туризма в Костромской области до 2005 года”» [Электронный ресурс] // ЦФО Инфо : Центральный федеральный округ. – Режим доступа:  http://www.cfo-info.com/okrug11e/rajonus/read7xbbsn/  . – Дата обращения: 03.09.2011.

 

Книга

 

Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича / Н.А. Фигуровский. – Кострома : Авантитул, 2010. – 268 с.

 

 

Статья из…

 

…книги или другого разового издания

Бочков В. Заветный «Терем»  / В. Бочков // Костромская быль. – М. : Современник, 1984. –  С.429-436.

… периодического или продолжающегося издания

 

Капралова Т. Из старины глубокой / Т. Капралова // Сусанинская новь. – 2008,21 октября. – №135. – С.3.

Шарьинский район // Костромская старина. –  2004. –  №14.  – С.61.

 

Электронные ресурсы

 

Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года [Электронный ресурс ] // Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm. Дата обращения: 12.04. 2011.

 

Приложение 4

Балльная система оценки курсовой работы студента

Этапы Критерии Максимальное количество баллов
подготовка 20
Сбор информации Использование большого количества различных источников информации; 5
владение основами критики информации с точки зрения ее достоверности; 3
Интерпретация  информации
Умение  систематизировать информацию в соответствии с задачами работы; 5
осмысление явления в соответствующем историко-культурном контексте; 2
использование основных категорий анализа; 2
Построение суждений грамотная аргументация 3
представление 5
Изложение Ясное и четкое изложение; 1
способность  донести основное содержание работы до слушателя; 2
умение заинтересовать аудиторию; 1
изложение полученных результатов и их интерпретации в соответствии с  жанром научного доклада 1
письменный вариант 10
Оформление работы Следование основным требованиям к оформлению,  использованию цитат, библиографических ссылок; 4
раскрытие основного содержания работы ясное, четкое, логичное, доказательное; 3
соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; 1
соответствие формальным требованиям 2

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Цели и задачи выполнения курсовой работы … …………………….3
  2. Структура и содержание курсовой работы ………………………….5
  3. Порядок выполнения работы …………………………………………11
  4. Требования к оформлению курсовой работы ……………………….14
  5. Критерии оценки курсовой работы ………………………………….15
  6. Список рекомендуемой литературы………………………………….15

Приложение 1. Тематика курсовых работ …………………………….18

Приложение 2. Образец оформления титульного листа ……………..19

Приложение 3. Примеры библиографического описания…………….20

 

Приложение 4 Балльная система оценки курсовой работы студента. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические указания к выполнению курсовой работы

Подписано в печать        Формат бумаги

Печать     Печ. л.   Заказ   Тираж

 

Костромской государственный технологический университет.

Редакционно-издательский отдел

Кострома, ул. Дзержинского,17

Тел. 31-15-21, e-mail: rio@kstu.edu.ru

Запись опубликована в рубрике Библиография. Добавьте в закладки постоянную ссылку.