МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
Методические указания
В методическом пособии представлены рекомендации студентам, выполняющим самостоятельную работу и готовящимся к практическим занятиям в рамках дисциплины «Музейное дело». Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм», 100400 «Туризм».
Рецензент: старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Л.Н. Новожилова
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ
© Костромской государственный технологический университет, 2011
Введение
Пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 100201 «Туризм», 100400 «Туризм». Дисциплина «Музейное дело» рассматривает музеи как объекты туристского интереса, аккумулирующие и представляющие специфику региона. Самостоятельная работа студентов направлена на освоение принципов комплексного анализа музеев с точки зрения туристского интереса, что позволит впоследствии использовать полученные знания и навыки в туроператорской, турагентской и экскурсионной деятельности. Творческие возможности студентов развивает опыт виртуального музейного проектирования.
Данная дисциплина вводит студентов в область практической музеологии, что становится особенно важным ввиду превращения музеев в существенную часть туристской инфраструктуры. Для работы в области туризма необходимо иметь представление об истории формирования крупнейших музеев Европы, Америки и России, о современных тенденциях в развитии музейного дела.
Самостоятельная работа студента складывается из изучения материала лекции и рекомендуемой литературы, подготовки к семинарским занятиям по избранным темам, а также разработки концепции музея, что должно помочь студентам овладеть навыками работы с информацией
Работа планируется при помощи преподавателя, результаты отдельных ее этапов проходит обсуждение на семинарских занятиях, а затем оформляются в виде письменной работы.
Пособие включает шесть глав и четыре приложения. В первой главе сформулированы цели и задачи работы, во второй – её структура, в третьей – порядок выполнения работы. Четвертая глава пособия содержит требования к оформлению, пятая – критерии оценки работы.
Знания, навыки и умения, полученные при выполнении самостоятельной работы, должны помочь при разработке и продаже туров и экскурсионных маршрутов.
1. Цели и задачи выполнения самостоятельной работы
Цель курса – раскрыть роль музеев как объектов туристского интереса, аккумулирующих и представляющих специфику региона.
Для этого предполагается решить следующие задачи:
- сформировать у студентов представления о специфике музейной деятельности, функционировании музея как социального института;
- предоставить информацию об истории и теории музейного дела, процессе складывания коллекций музеев, их структуре;
- помочь разобраться в многообразии современных представлений о музее, тенденциях отечественной и зарубежной музейной практики.
Цель создания концепции музея как учебного задания:
- научить оперативному поиску, критике, анализу, осмыслению, интерпретации информации;
- развить творческое мышление;
- соединить личные интересы студента и необходимость представления территории при помощи музея как объекта туристского интереса.
Требования к подобным работам продиктованы необходимостью контроля за полнотой и достоверностью информации.
В соответствии с алгоритмом работы эти задачи реализуются постепенно.
На этапе сбора информации необходимо использовать большинство из возможных направлений поиска:
а) справочники (энциклопедиями, библиографическими и другими указателями),
б) пристатейную и прикнижную библиографию,
в) учебную литературу,
г) научную литературу,
д) периодику,
е) интернет-ресурсы.
- научиться оформлять библиографическое описание изданий в соответствии с действующими государственными стандартами;
- овладеть навыком грамотного оформления выписок, что позволит позже сослаться на источник информации при написании текста;
- освоить способы систематизации информации в соответствии с поставленной целью;
- овладеть основными приемами критики информации.
На втором этапе необходимо научиться использовать информацию в целях создания концепции музея, выявляя новые возможности репрезентации территорий.
На этапе представления материала необходимо проявить умения:
- излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично);
- демонстрировать навык анализа материала, представляя ход размышлений и путь к полученным выводам;
- подчинять набранный материал решению поставленных задач и в конечном счете достижению цели, которая в данных работах всегда состоит в выявлении своеобразия территории (туробъекта);
- правильно делать отсылки к источнику информации, что позволяет проверить ее достоверность и продолжить работу с ней на последующих этапах;
- самостоятельно делать выводы (плагиат не оценивается, компилятивная работа не получит оценки выше, чем «удовл.»), решать поставленные задачи и достигать поставленную цель.
2. Структура и содержание самостоятельной работы
Введение
Здесь необходимо сформулировать актуальность, цели, задачи, территориальные рамки работы, оговорить степень исследованности темы.
- Музеи региона
При работе над первой главой рекомендуется применять знания в области теории и истории музейного дела, владеть специальной музеологической терминологией.
1.1. История музейного дела
При помощи традиционных и электронных источников информации рекомендуется выявить существующие на избранной территории музеи, определить основные тенденции в складывании музейной сети.
1.2. Наиболее заметные музеи
Музеи, которые определяют лицо региона, надо описать более подробно, указывая время и обстоятельства создания, современное состояние, профиль и структуру экспозиций, наиболее важные экспонаты.
- Обоснование темы музея
При работе над второй главой надо использовать навыки исследования туристско-рекреационного потенциала, полученные в ходе изучения соответствующих предметов.
2.1. Туристско-рекреационный потенциал региона
Исследуя географию и историю региона, следует выявить его природные и культурные особенности.
2.2. Тема музея, её способность представлять регион
Тема музея должна рождаться на стыке интересов студента и особенностей региона, что позволит изучить её более подробно, без чего невозможна работа над экспозицией.
- Концепция музея
Результатом сопоставления итогов, полученных в первой и второй главах работы, должна стать концепция музея.
3.1. Преамбула
Эта часть работы предполагает обоснование репрезентативности темы, изложение её структуры и системных связей. Наиболее важными является выбор:
- принципа построения структуры музея (хронологический, топографический, тематический, проблемный и т.д.);
- приемов размещения и компоновки предметов (систематический, тематический, декоративный, ансамблевый и т.д.);
3.2. Расширенная тематическая структура
РТС предполагает перечисление основных структурных элементов (тем, подтем, комплексов, наиболее аттрактивных или репрезентативных предметов).
Приложения
Примечания
3. Порядок выполнения работы
- . Работу необходимо начинать с общего знакомства с избранным регионом. Для этого требуется:
- поиск информации о регионе в справочной литературе (энциклопедии на бумажных носителях, электронные справочники, материалы сети Интернет);
- изучение карт региона;
- выявление основной географической номенклатуры (названия рек, озер, населенных пунктов и т.д.) и лиц, связанных своей жизнью и деятельностью с территорией региона;
- составление библиографического списка на основе указателей, прикнижной и пристатейной библиографии, каталогов и картотек областной научной библиотеки.
На этом этапе работы надо помнить, что любую найденную информацию необходимо документировать, указывая на ксерокопии, в выписке, копии электронного документа все данные, в соответствии с действующим госстандартом необходимые для последующей ссылки на источник информации, включая (что особенно важно для бумажных изданий) номер страницы.
Результатом работы должны стать словники (списки топонимов, людей, событий, организованные по алфавиту и размещённые в приложениях) обязательно со сносками, которые надо делать сразу при размещении информации, а отнюдь не после написания работы.
Для этого необходимо сразу создать электронную схему документа, выделяя заголовки соответствующим стилем. Поставив галочку у значка «схема документа» (в Office 7 и следующих – в рубрике «Вид»), слева получим поле схемы с заголовками. Кликнув на любой из них, можно оказаться в соответствующем разделе и разместить там соответствующую информацию.
В то же время можно начинать заполнение раздела 2.1. Туристско-рекреационный потенциал региона. Он должен открываться кратким образом территории, который складывается при первом поверхностном подходе. Этот раздел возможно будет дополнить в результате второго этапа работы.
3.2 На втором этапе исследователь идет вглубь информационного поля.
Необходимо «отработать» включенную в библиографический список литературу, посвященную специально региону.
Одновременно по словникам надо поискать более подробную информацию о природных и культурных объектах, населенных пунктах, о людях и событиях, связанных с этой территорией.
Для этого обязательно привлечение специальных (отраслевых и тематических) справочников.
На данном этапе необходимо выбирать наиболее авторитетные специализированные издания, учитывая и оценивая различные версии, в то же время избегать использования беллетристики и журналистики, склонных к вымыслу и мистификации. Для оценки достоверности информации надо обращать внимание на занятия и опыт, на репутацию авторов, применение ссылок на источники и литературу (и уровень оригинальности источников, грамотность в их употреблении), наличие и обоснованность аргументации и т.д.
Полученную информацию можно оформлять в виде конспектов и выписок, в том числе в электронном виде, что значительно упрощает дальнейшую работу. В электронной версии необходимо уже в выписках делать концевые сноски, которые автоматически могут быть перенесены в работу.
На этом этапе информация обрабатывается (реферируется, конспектируется, осмысляется, подвергается критике), систематизируется (можно частично в виде выписок размещать её в рабочем файле.
3.3. На третьем этапе автор исследует становление музейного дела в регионе и историю наиболее репрезентативных музеев. Задача – ознакомиться с существующими музеями и придумать тему музея, которого пока нет, но который мог бы способствовать репрезентации региона или его отдельной территории. Здесь необходимо максимальное использование ресурсов сети Интернет, в русскоязычной версии и на языках региона (в последнем случае уместно применение знания изучаемого иностранного языка и электронных переводчиков).
Результатом этого этапа становится написание 1 раздела.
3.4. На этапе представления материала в устной форме на семинаре или коллоквиуме необходимо продемонстрировать:
- знание туристско-рекреационного потенциала избранного региона;
- владение темой, избранной для «виртуального» музея;
- умение подчинить набранный материал решению поставленных задач и, в конечном счете, достижению цели,
- креативность мышления, оригинальность идеи будущего «виртуального» музея;
- умение логично излагать материал в соответствии с нормами научного текста (логично, последовательно, точно, лаконично, без использования личных местоимений);
Для представления работы отводится 12 минут, после чего следуют вопросы и обсуждение. При наличии в аудитории компьютера и проектора можно использовать электронные презентации.
На этапе представления надлежит:
- Проявить уважительное отношение к авторам, работы которых использованы. Цитировать можно, злоупотреблять этим нельзя, и всякий раз надо ссылаться на того, чьи слова звучат: «По словам имярек, …».
- Уметь услышать собеседника, даже если с ним не согласен.
- Записать возражения и подсказки, — когда волнение пройдет, их можно будет еще раз обдумать и использовать.
3.5. Оформление письменного варианта текста контролируется неоднократно перед промежуточными аттестациями, перед зачетом/экзаменом. Промежуточные варианты работы представляются для проверки в электронной версии по электронной почте или через аудиторный компьютер. Без сносок работы не рассматриваются. Ссылаться можно лишь на тот источник информации, с которым работал сам. Если в чужом тексте дана сноска на недоступный источник (архивные дела, недоступное издание, закрытый сайт), – используется формула «Цит. по:….». Текст выводится на бумаге после того, как работа получит положительную оценку, и сдается на хранение на кафедру.
4. Требования к оформлению самостоятельной работы
4.1. Электронная версия
- формат rtf, doc или docx;
- название файла должно содержать номер группы и фамилию автора, например: 10-1, Иванов И.;
- ориентация текста по ширине листа;
- гарнитура Times New Roman;
- кегль 14;
- интервал полуторный;
- цвет черный;
- сноски автоматические концевые;
- обязательна электронная схема документа;
- текст не должен быть заключен в рамки;,
- иллюстрации не предусмотрены, графический материал (карты, планы, схемы, фотографии) может быть помещен в приложении в окончательном варианте.
4.2 Окончательный вариант
Вариант, получивший окончательную оценку, должен представляться на бумажном носителе. Размеры работы не регламентированы, они зависят от поставленной задачи и умения студента лаконично излагать ход размышлений.
Требования к печатному тексту:
- Белая бумага формата А4 ;
- Текст выводится на одной стороне листа;
- Размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм. ;
- Все листы текстовой части работы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, однако номер страницы на нём не ставится. Номер страницы проставляют в верхней правой части листа;
- Работа должна быть сброшюрована (подшита) в скоросшивателе;
- Подписана студентом и преподавателем.
- Критерии оценки самостоятельной работы
Оценка работы предполагает учет работы студента на всех этапах подготовки курсовой работы, которые включают в себя сбор и анализ информации, её осмысление, устное представление работы на семинаре или коллоквиуме, письменный вариант текста (приложение 4).
6. Список рекомендуемой литературы
- Музееведение : Музеи исторического профиля. — М., 1988.
- Музееведение. Музеи мира / отв. ред. Е.Е. Кузьмина; М-во культуры и туризма; НИИ культуры. — М., 1991.
- Музееведение. На пути к музею XXI века. — М., 1989.
- Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М., 1988.
- Музеи Верхней Волги. — Ярославль. 1997.
- Российская музейная энциклопедия: в 2 т. — М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001.
- Терминологические проблемы музееведения. — М., 1986.
- Шляхтина Л.М.. Основы музейного дела: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.М. Шляхтина, С.В. Фокин. — СПб., 2000.
Приложение 1.
Тематика самостоятельных работ
Концепция музея, представляющего любые территории:
- Северной Африки
- Центральной Африки
- Южно-Африканской республики
- Австралии и Океании
- Южной Америки
- Центральной Америки
- Северной Америки
- Ближнего Востока
- Средней Азии
- Центральной Азии
- Юго-Восточной Азии
- Китая
- Японии
- Великобритании
- Франции
- Испании
- Италии
- Германии
- стран Южной Европы
- стран Восточной Европы
- стран Ближнего зарубежья
- Любой регион Росси
- Любой район Костромской области
Приложение 2.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Костромской государственный технологический университет»
(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Концепция музея
«…………………»
Представляет ………[название региона]
Исполнитель:…., студент/ка 2-го курса гуманитарного факультета группы ……
Научный руководитель: ……………….
Кострома 20…
Приложение 3. Примеры библиографического описания
Книга
Российская музейная энциклопедия: в 2 т. —М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001.
Музееведение. Музеи мира / отв. ред. Е.Е. Кузьмина; М-во культуры и туризма; НИИ культуры. — М., 1991.
Статья из…
…книги
Каулен М.Е. Раритет / М.Е. Каулен // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. — Т.2. — М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001. – С.135.
…журнала
Мастеница Е. Современная интерпретация культурного наследия в музее / Е. Мастеница // Мир экскурсий. —2008. — №3. —С.59—61.
Электронные ресурсы
Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс ] // Википедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_Эрмитаж. — Дата обращения: 12.04. 2011.
Музеи Италии [Электронный ресурс ] // Музеи России. — Режим доступа: http://www.museum.ru/wm/. — Дата обращения: 12.04. 2011.
Приложение 4. Балльная система оценки самостоятельной работы студента по дисциплине «Музейное дело»
Этапы | Критерий | Максимальное количество баллов |
подготовка | 30 | |
Сбор информации | Значительный диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации); | 5 |
владение основами критики информации с точки зрения ее достоверности. | 3 | |
Знание и понимание теоретического материала | четкое и полное определение рассматриваемых понятий с привлечением соответствующих примеров; владение специальной музеологической терминологией | 1 |
Осмысление информации | Осмысление явления в соответствующем историко-культурном контексте; | 4 |
использование основные категории анализа. | 2 | |
Построение суждений | выдвинутые тезисы сопровождает грамотной аргументацией; | 3 |
доказательства логически структурированы | 2 | |
Проектирование | 10 | |
креативность; | 5 | |
соответствие требованиям презентации территории; | 4 | |
учет специфики современной музейной практики. | 1 | |
представление | 5 | |
Изложение | ясность и четкость изложения; | 1 |
способность донести основное содержание работы до слушателя; | 2 | |
умение заинтересовать аудиторию; | 1 | |
соответствие общей формы изложения полученных результатов жанру научного доклада | 1 | |
письменная форма | 20 | |
следование основным требованиям к оформлению и использованию цитат; | 3 | |
ясное, четкое, доказательное изложение основного содержания работы; | 3 | |
соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; | 1 | |
свободное владение стилем; | 1 | |
оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; | 1 | |
соответствие формальным требованиям, указанным в гл.4. | 1 | |
Тесты | 15 | |
Ответы на вопросы (зачетное тестирование содержит 100 вопросов, однократная выборка для одного студента – 15 вопросов) | 1 вопрос | 1 |
Максимальное количество баллов, которое студент может получить | 80 | |
Минимальное количество баллов, которое студент должен получить, чтобы дисциплина была зачтена | 40 |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Цели и задачи выполнения самостоятельной работы …………………….3
- Структура самостоятельной работы ……………………………………….5
- Порядок выполнения работы …………………………………….…………6
- Требования к оформлению самостоятельной работы …………………….9
- Критерии оценки работы ……………………………………………………9
- Список рекомендуемой литературы………………………………………..10
Приложение 1. Тематика курсовых работ по дисциплине…………………..11
Приложение 2. Образец оформления титульного листа работы…………….12
Приложение 3. Примеры библиографического описания……………………13
Приложение 4 Балльная система оценки самостоятельной работы ………..14
Учебное издание
Сизинцева Лариса Ивановна
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические указания к выполнению курсовой работы
Подписано в печать Формат бумаги
Печать Печ. л. Заказ Тираж
Костромской государственный технологический университет.
Редакционно-издательский отдел
Кострома, ул. Дзержинского,17
Тел. 31-15-21, e-mail: rio@kstu.edu.ru