Экскурсии начала ХХ века. К вопросу о формировании практик повседневности

Практики повседневности. Материалы Всероссийского научно-методологического скминара. Екатеринбург, 26 февраля 2011 / Уральский федеральный ун-т. – Екатеринбург, 2011. С.174-179.

ЭКСКУРСИИ НАЧАЛА XX ВЕКА. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИК ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Экскурсии получают распространение в начале XX в. и приводят к формированию новых практик повседневности, которые оказали влияние на стереотипы советских граждан, а позже и на современные представления о путешествиях и экскурсиях.

The article is devoted to excursions, especially to the “school excursions”. They became popular at the beginning of the XX century and led to the appearance of new practices. They influenced over soviet people’s stable ideas and later, over up-to-date stereotyped ideas about travelling and excursions.

Ликвидация «железного занавеса» в эпоху перестройки и последующая   стабилизация экономики привели к тому, что россияне все чаще стали вливаться в мировые туристские потоки. Появилась возможность сопоставить отечественные традиции туризма с теми, что сформировались в мире без участия граждан СССР. Прежде всего, выявились различия в требованиях к уровню комфорта и безопасности. Кроме того у россиян был отмечен повышенный интерес к контенту сопровождения поездки. Между тем объяснение этому можно найти в обстоятельствах, сложившихся в эпоху формирования практик повседневности, связанных с экскурсиями и туризмом в России начала ХХ в..

Необходимо упомянуть о том, что сегодня термин «экскурсия» употребляется в значении кратковременной (до 24 час.) поездки, предполагающей показ и рассказ экскурсовода. Между тем, в конце XIX в. экскурсиями могли назвать и «грандиозное путешествие с 97 учениками на Парижскую всемирную выставку, в Берлин, Дрезден, Прагу, Кельн, Швейцарию, Будапешт и др. города» [1. С.5-6], и загородные вылазки, отчасти похожие на пикник.

Происходило это так: «Расположившись на луговине, близ леска, ученики устраивали игры: в мяч, в горелки и др., или танцы, пели песни, и вообще резвились на чистом и здоровом воздухе» [4. С. 51].  Экскурсиями считались и плаванье на паруснике по Финскому заливу, и подъем в горы, организованный горным клубом [3. С.48].

Таким образом, то, что сегодня ставится во главу угла – продолжительность (не более суток) и текст, поясняющий увиденное или происходящее, — первоначально не только не было определяющими в семантическом поле этого слова, но и вообще не являлось неотъемлемой частью экскурсии. Сегодня применительно к явлениям, стоявшим тогда за этим понятием, мы скорее бы употребили термин «туризм».

Одной из форм проявления внимания к окружающему миру стали естественнонаучные экскурсии, которые возникли в 1850-х г.г. и практиковались, прежде всего, учащимися и нату­ралистами-любителями. В этом контексте значение слова «экскурсия» приближается к значению «исследовательская экспедиция», или «образовательная прогулка». Позже именно в этом сочетании исследования и образования  увидит смысл экскурсии И.М. Гревс, который организовал несколько гуманитарных научно-исследовательских поездок для учащихся высших учебных заведений Петербурга [2, 5, 8].

Экскурсии решали сразу несколько школьных проблем. Оной из них было переутомление учащихся, которое приводило к развитию множества хронических заболеваний, что и было отмечено на съездах врачей в 1885 и 1887 гг. Выход за пределы школьного здания, свежий воздух, физическая нагрузка помогали  восстановить силы, успокоить нервы.

Однако главной задачей  экскурсий было преодоление барьеров между полученными в школе теоретическими знаниями и реальной жизнью, развитие личности учащегося. Ключевым действием во время экскурсии становилось исследование, получение нового знания. Это было время безграничной веры в возможности науки.

Возникнув в школьной среде как инновация, экскурсии, ближние и дальние, в 1880-х гг., были отдельными яркими эпизодами.  Министерство народного просвещения поощряло учителей к проведению экскурсий, вводило оплату за их проведение, содействовало распространению введением льготных тарифов на транспорте, навстречу экскурсантам шли и частные владельцы.

Благодаря всему этому на рубеже XIX – XX вв. школьные путешествия, в первую очередь в столичные города и исторические центры, приобретают такой размах, что власти предпринимают меры, ограничивающие посещение их школьными группами, особенно в дни торжеств, совпадающие со школьными каникулами.

Подобные циркуляры Попечителя Московского Учебного округа предписывают, например,  извещать начальство Троице-Сергиевой лавры за 2-3 дня о времени экскурсии разных учебных заведений  и количестве посетителей, чтобы избежать сложностей с предоставлением помещения и продовольствия. Запрет касался посещений в престольные праздники – Троицу, Успение, дни памяти преподобного [7. Л.64]. Ограничить неконтролируемый поток ученических групп призвана была Киевская экскурсионная комиссия в связи с проведением летом 1913 г. Всероссийской выставки [ 7. Л.161] и т.д.

Особенно страдали от экскурсионных потоков власти Москвы и Петербурга, куда  в каникулярное время отправлялись школьники всей Российской империи. Именно для того, чтобы регулировать  и координировать экскурсионную деятельность и была создана Центральная экскурсионная комиссия при Московском учебном округе. В Петербурге эту функцию выполняло Бюро по содействию иногородним экскурсиям средней школы при С.- Петербургском родительском кружке [ 8. С.273.].

Характерными чертами таких поездок были непритязательное бытовое обустройство и чрезвычайная насыщенность программы. Так, во время поездки в Москву и в Троице-Сергиеву лавру в 1907 г. ученики костромского городского училища побывали за 4 дня в Историческом, Румянцевском, Политехническом музеях, посетили музей при Строгановском училище «с замечательной коллекцией китайских и японских вещей, Третьяковскую галерею, Зоологический сад; Кремлевские храмы, дворцы, оружейную палату, храм Христа Спасителя» [9].  Кроме того удалось посмотреть два театральных спектакля.

Подобная, чрезвычайно насыщенная,  программа становилась нормой для экскурсий провинциалов в столицы. Вот, к примеру, во время путешествия в Москву учениц Галичской женской гимназии, предпринятого в 1911 г., за шесть дней пребывания в Москве предполагалось посетить 12 музеев, не считая экскурсии по городу, посещения храмов и театров [ 6.  Л.173-173 об.].

Однако образовательная ценность путешествия, столь богатого впечатлениями, была довольно низкой: предварительная проработка вопросов истории городов, подготовка к восприятию объектов осмотра не проводились, количество информации было огромным, но запомнить все это вряд ли было возможно.

В начале ХХ в. отдельные школы такие, как Тенишевское училище и Коммерческое училище в Лесном, стали включать экскурсии в образовательную программу. Это позволяло в ходе курса подготовить учащихся к восприятию объектов осмотра, организовать восприятие во время экскурсии [5, 8].

Для экскурсантов элитных школ это становилось еще и школой самостоятельной жизни. Организатор поездки писал: «перед нами обнажилась вся глубина того воспитания, которое многие дети получают в семьях, где все лежит на прислуге, к пособию которой дети привыкают до такой степени, что сами ничего не умеют и не хотят делать» [5 . С.17].

Ночлег в школьных классах, где не всегда можно было получить даже соломенный тюфяк, в зрительном зале пустующего театра, горном приюте, самовар с кипятком, — это был тот минимум удобств, которым довольствовались экскурсанты. Комфорт отходил на дальний план, на первом оставалось желание увидеть своими глазами, получить впечатление, расширить кругозор. Поездки за границу и тогда сопровождались большей заботой об удобстве экскурсантов со стороны принимающей стороны: «В гарцских дорогах десятки километров иду по пешеходным дорожкам, нисколько не рискуя заблудиться […] Указания пунктов, расстояния и др. сведения, обильно расставленные изящные скамейки, полнейшая предупредительность горцев – все это свидетельствует об умении извлекать пользу из природных богатств: гарцкие горы наводнены курортниками, приносящими удовольствие их многочисленным посетителям и выгоду – местным жителям.    И как наш Крым, — этот богатейший историко-археологический и этнографический музей, с его восхитительными горами и природой, — должен завидовать благоустройству гарцких гор!» [10.С.14-15].

Собственно, путешественник сам объяснил причину: туризм в России не приносил дохода местным жителям, слишком низкой была платежеспособность большинства путешественников.

Литература

  1. Белгородский А.В. Ученические экскурсии. Краткий исторический очерк значения и организации/ А.В. Белгородский. — Изд.2-е. – Б.м. : б.и.,    – 92 с.
  2. Гревс И.М. К теории и практике «экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах // ЖМНП. Новая серия. – 1910. – Ч. XXVIII. – С. 21-64 (4-я пагинация).
  3. Колокольцева Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы : Реферативный обзор публикаций второй половины XIX -начала XX в. / Н.Г. Колокольцева ; НИИ культуры. — М. : РИО НИИ культуры, 1992. — 64 с.
  4. Миловидов И.В. Костромское реальное училище за XXV-ти летие / И.В. Миловидов. – Кострома : Тип. Т.П. Андрониковой, 1898. – IV, 72 с.
  5. Образовательные поездки в средней школе / Тенишевское училище. — Изд.2-е, перераб. и доп. —  СПб. : Тип. Т-ва Общественная польза, 1912. – 347, VII с.
  6. Переписка дирекции Галичской уездной гимназии // Государственный архив Костромской области. – Ф.1099. – Оп.1. – Д.17.
  7. Циркуляры Попечителя Московского учебного округа // Государственный архив Костромской области. – Ф. 429. – Оп.1. – Д.334.
  8. Школьные экскурсии, их значение и организация / СПб. Коммерческое училище; Под ред. Б.Е. Райкова. – СПб., 1910. (Педагогический ежегодник. – Т 2). – 397 с.
  9. Экскурсия учеников VI класса Костромского Городского училища в г. Москве и Троице-Сергиевой Лавре // Поволжский вестник. – Кострома, 1907, 6 мая. — №326. — С.3.
  10. Эсманский Н. На велосипеде и пешком : Путевые впечатления. 1901. // Циклист. – М.,1904.- №10. — С.13-15; №11. — С.11-17.

 

Запись опубликована в рубрике Библиография с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.