Сергиев посад и судьбы историков и музейщиков
братьев С.И., М.И., В.И Смирновых
От с. Большая Брембола до Сергиева Посада было чуть более 60 верст, и это многое определило в судьбе сыновей священника Троицкого храма, отца Иоанна Смирнова. Детей было семеро, и трое старших сыновей так или иначе оказались сопричастны земле преподобного Сергия[1]. Старший из братьев, М. И. Смирнов (1868-1949), поехал поступать в Вифанскую семинарию[2]. Туда же через два года поехал и второй брат, Сергей (1870-1916). Только младший, Василий (1882-1941) получил среднее образование во Владимирской семинарии, но и он потом оказался в Сергиевом посаде, где поступил в Московскую духовную академию.
Таким образом, появление всех троих в этих местах было связано с тем, что все они хотели получить образование.
М.И. Смирнов застал еще старую семинарию, где «грязь была страшная», «кормили плохо». После больших вакаций вернулись уже в обновленные стены: «не только вычищена была старая бурсацкая грязь», но и улучшено питание, одежда, обувь, условия жизни.
Главным наследием бурсацких времен, так и не преодоленным, оставался формализм в делах веры. Длительные службы и ежедневное правило, не согретые чувством, разрушали ту веру, с которой подростки приходили в семинарию: «все это было только официальное и служебное, а не сердечное и искреннее».
Между тем вокруг был один из наиболее ранних мемориалов России, потому что сохранение памяти о митрополите Платоне, началось сразу после его кончины в 1812 г., а существование музея в Вифании было прекращено только с уничтожением филиала в 1929 г.[3]. На семинаристов воздействовала сама атмосфера мемориального музея, места памяти о выдающемся церковном историке.
Прекрасная историческая подготовка, работа над сочинениями приучали «к труду, к приобретению навыков знать литературу предмета, владеть, что называется, пером»[4]. Преподаватели руководили чтением подростков. Не случайно сразу после окончания семинарии в 1900 году вышла в свет первая статья М.И. Смирнова «Владимирские уроженцы — воспитанники Вифанской духовной семинарии. 1797—1897 г.».
Позже, в советские годы, состоялся главный подвиг М. И. Смирнова — создание и сохранение Переславль-Залесского музея (1918-1929). Именно эта деятельность стала смыслом его жизни, по отношению к ней, как писал сам создатель музея, «вся остальная моя жизнь была только подготовительным периодом»[5]. И Вифания занимала свое место в этом периоде.
Вернувшись из ссылки после гонений на краеведов (1930-33), М.И. Смирнов в 1937 г. стал сотрудником и заместителем директора по научной части Загорского антирелигиозного музея[6]. Правда, продолжалось это недолго. По словам В.Волкова, «Смирнов дошел до такой наглости, что на ученом совете выступил с докладом, превозносящим Радонежского “чудотворца” Сергия»[7]. После такой публикации и этот музей пришлось оставить. Последние годы жизни историк провел в Черкизовском инвалидном доме, где и умер в 1949 г., пережив всех своих братьев.
Вторым по времени пришел в Вифанию С.И. Смирнов. По окончании семинарии он блестяще завершил обучение в МДА. Его вхождение в мир Лавры не был омрачен кризисом веры, а окружающая среда была насыщена древностями. «Ризница Сергиевой Лавры представляет много предметов для благоговения, любознательности и любопытства. Святыня, древность, драгоценность, достоинство вкладов, делают их разнообразно занимательными», — писал А.В. Горский еще в 1841 г.[8]
Именно по инициативе Горского при библиотеке МДА была выделена комната, в которой разместили экспонаты, а после его смерти, в 1880 году состоялось и открытие Церковно-археологического музея. Можно сказать, что все годы учения в Академии Сергей и Василий Смирновы провели «около музейных стен».
В 1895 г. С. И. Смирнов стал преемником Е.Е. Голубинского на кафедре Истории Русской Церкви. Его основной научной темой было древнерусское духовничество, но об интересе к древностям говорит его участие в археологических съездах, членство в ОИДР. Участию в XVI археологическом съезде помешала Первая мировая война, продолжить исследования не позволила ранняя смерть в 1916 г.
В.И. Смирнов, как и старший брат, пережил кризис веры, увлекался революционными идеями. Но его историческое образование, полученное в стенах МДА, верно служило ему всю жизнь, которую он отдал созданию Музея местного края в Костроме[9]. Нравственный идеал подвижничества, самопожертвования сохранился, но принял иные формы — служения науке. Голодное и холодное «золотое десятилетие» ушло у него на создание целой сети уездных отделений Костромского Научного общества и музеев при них. Даже в Архангельской ссылке он не оставлял музейной работы, там его в первые месяцы Отечественной войны и настигла смерть.
Таким образом все три брата получили в Сергиевой Лавре ту историческую подготовку, которая позволила им заниматься всю жизнь исследованиями, а среда, насыщенная древностями, воспитала подвижников жертвенного музейного служения.
[1] Смирнов М. И. Село Большая Брембола. Владимир, 1908.
[2] Смирнов М.И. Воспоминания и записки [электронный документ]. Режим доступа: http://pki.botik.ru/;
[3] См.: Зарицкая О.И. Вифанские покои митрополита Платона // Платоновские чтения. 1 декабря 2006. Сб. материалов. М.: Перервинская духовная семинария , 2007. С.58-69.
[4] Смирнов М.И. Воспоминания и записки…
[5] Там же.
[6] Филимонов С. Б. Обзор архива М. И. Смирнова // Археографический ежегодник за 1971 г. М., 1972. С.319.
[7] Волков В. Руководители музея проглядели врагов народа // Вперед (Загорск). 1937. 8 июля. № 93.
[8] Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры… [электронный документ]. — Режим доступа: http://stsl.ru/lib/book4/index.htm
[9] Сизинцева Л.И. Смирнов Василий Иванович // Российская музейная энциклопедия: В 2-х т.т. Т.2. М.: Прогресс; РИПОЛ-классик, 2001. С.192.